Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

Gravity-дневник. День 7

Gravity-дневник. День 7

24 октября

Из чего рождается современный танец: седьмой день ГРАВИТАЦИИ посвятили теориям и практикам свободы слова тела.

Насыщенный блок пластического театра в основной программе фестиваля поддержала словом лекция “Как из боли рождается современный танец”. Тата Боева, театральный критик, эксперт “Золотой Маски”, рассказала, что точки развития современного танца за столетнюю историю действительно приходились на болевые моменты, начиная от Первой Мировой. На примерах Тата разобрала, как маркируют боль современные хореографы, подчёркивая – “тело в момент кризисов чутче отражает то, что мы думаем, чем слово”.

Спектакль Ксении Михеевой “Место, которого ещё не было”, показанный вечером, – такая попытка рефлексии общей боли. Оголённая большая сцена “Глобуса” стала пустым ангаром, в котором человек кажется маленьким и уязвимым. Механический мир следит за ним и его идеями, бьёт ярким светом в глаза, меняя геометрию пространства. И как танцовщики не управляют доминирующей над ними машинерией, так и люди в этой системе Михеевой не могут влиять ни на что, кроме как над друга. Микрофон в спектакле становится главным символом, демонстрирующим возможности слова – от инструмента коммуникации до рупора власти и источника насилия. От сформулированного цензурного “нет” до неясных, ненужных бормотаний. Один микрофон, микрофон для каждого, и вот их уже больше, чем нужно. На языке тела танцовщики размышляют о свободе слова и где она всё-таки должна заканчиваться, так и не находя за спектакль того утопического места, где все балансы достигнуты. Как и “Последнее чаепитие”, спектакль “Место, которого ещё не было” привезла на ГРАВИТАЦИЮ “Золотая Маска”. В 2023 году проект Ксении Михеевой стал лауреатом премии как “лучший спектакль современного танца” и “лучшая работа художника по свету в музыкальном театре” (Эмиль Авраменко).

“SAK-SOK” (режиссёр и хореограф – Нурбек Батулла), показанный тем же вечером на площадке “Старого дома”, авторы предпочитают называть не спектаклем, а перформансом. Для участников это обряд инициации, который не нужно проводить часто. И на родной площадке MOÑ в Казани, где работа обрела полноформатное звучание после финала конкурса “Context. Diana Vishneva”, сегодня “SAK-SOK” тоже увидишь не каждый месяц. В основе перформанса – древний татарский баит о двух братьях Сак и Сок, проклятых матерью, и ставших птицами, которые не могут увидеть друг друга. Первобытные движения танцовщиков (Нурбек Батулла, Марат Казиханов, Йусуф Бикчентаев) и музыка (Сугдэр Лудуп, Ислам Валеев, Йусуф Бикчентаев, вокал – Татьяна Ефремова), стилизованная под шаманский ритуал, в течение часа транслируют зрителю громкое послание, которое трудно дешифровать рацио. Это страх, это любовь, это ненависть до того, как были придуманы сами эти слова. На обсуждении с Татой Боевой и зрителями долго говорили о том, почему эта ковидная история уже по-другому работает сегодня, о катарсическом эффекте для зрителей и перформеров. О древних инструментах и дыхательной гимнастике Стрельниковой. Даже был вопрос про творческие планы. В общем, в планах у всех записать альбом;-)

Планы ГРАВИТАЦИИ – на сайте и социальных сетях. Следите за нами. Притяжение уже здесь.