Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

Gravity-дневник. День 14

Gravity-дневник. День 14

31 октября

От перемены мест и времени Горький меняется – финал ГРАВИТАЦИИ имени классика. Переосмыслили манифесты прошлого, адресовав их близким и себе.

Так получилось, что в этом году фестиваль открывал и закрывал “Старый дом”. В этой кольцевой композиции от сомневающегося человека “Котлована” мы пришли через две недели к человеку убеждённому в “Дачниках”. И это, пожалуй, самый “сегодняшний” спектакль программы – не только потому что выпущен недавно – премьера сезона, но и потому что время действия максимально приближено к нам. Спектакль поставил Никита Кобелев, адаптацией пьесы Максима Горького занимался драматург Дмитрий Богославский. Со “Старым домом” он уже сотрудничал в рамках фабрики нарративного театра “Дисциплины”, так появилась пьеса “Катапульта”, сегодня уже поставленная в нескольких городах.

Переписанные “Дачники” остались дачниками, текст Горького бесшовно встроен в систему новой пьесы, высокопарное в тексте оправдано, сленг не раздражает, душа заменена на ауру. Герои даже, в общем-то, не меняют профессий, лишь меняется интерьер. В этом красивом сканди-доме (художник – Нана Абдрашитова), уменьшенная копия которого украшает минималистичную кухню, вряд ли дует в комнатах. Новая интеллигенция – те же адвокаты, врачи, писатели, актёры, но прошедшие через 90-е, а потому знающие толк в комфорте. Они готовы терпеть многие запреты, только не красиво жить. Похоже на “Сладкую жизнь” и последовавшие за ней российские премиум-сериалы, но почему в этой версии даже не с горьковским, а с чеховским звучанием – словно продан “Вишнёвый сад”, построены дачи, но дачники тоскуют по вырубленным деревьям, сами не отдавая себе в этом отчёт.

Отказавшись от важного для Горького классового конфликта, Кобелев-Богославский сконцентрировались на противоречиях внутри одного круга – сообщества людей, близких по статусу, ценностям и возрасту, на их стремлении к разобщению даже в изоляции. По сюжету дорога из дачного посёлка в Москву перекрыта из-за лесных пожаров. Пока огонь подступает к их домам, они выясняют отношения – в первом экспозиционном действии так презентуя себя, а во втором уже, начиная настоящий спектакль нелюбви и недоверия, ненависти к другим правдам, кроме своей, обессилев от которого, лягут на шезлонги встречать рассвет.

Ещё одним обращением к Горькому на ГРАВИТАЦИИ стал аудиопроменад “12 минут Горького”, созданный фестивалем “Горький +”. Произведения Горького читают известные артисты (Александра Урсуляк, Юлия Пересильд, Евгений Миронов и др.). В каждом городе проекта ищут маршруты, где на то, чтобы добраться из одной точки в другую нужно не более четверти часа. В Москве – это Парк Горького, например, в Новосибирске – это поездка на метро с одного берега на другой. Режиссёр и саунд-дизайнер Артём Терёхин описывая променад, говорит, что это перевод текстов Горького в “реальность современных интонаций, нашего восприятия, атмосферу настоящего”.

Популярность Горького в последнее время, скорее всего, объясняется не только круглой датой – 155 лет со дня рождения, но и желанием проследить исторические параллели в поисках ответов на вопросы времени. 14 дней ГРАВИТАЦИИ мы учились исследовать настоящее не только с помощью искусства, но и заглядывая внутрь себя, но оглядываясь на людей вокруг и поднимая глаза на звёздное небо над головой. Сохраняем притяжение смыслов до следующей ГРАВИТАЦИИ.