Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-Дневник. День 3

ХАОС-дневник.
19 октября.
Продолжаем исследование современного человека и его потребностей.  Спектакль театра «Инклюзион» по рассказу Платонова  «Юшка», «Место» театра Glyptyc Dance Company  и лекция Дмитрия Петрова «Поставщики впечатлений: как выжить театру в эпоху Netflix» выкристаллизовали тему дня - эмпатия. Внимание к «другому», не похожему на тебя человеку, - одна из  тем современного дискурса. 



Анна Зиновьева в спектакле «Юшка» говорит об эмпатии как на уровне сюжета, так и на уровне организации сценического действия. В центре рассказа Платонова человек с недугом, который не соответствует представлениям окружающих о нормальности. Историю его жизни играют люди с различными особенностями, которые чаще всего чувствуют себя так же, как главный герой рассказа. Юшка работает помощником кузнеца, в сорок лет выглядит как старик, и не способен на тяжелый физический труд. Его задирают дети, и не уважают взрослые. 


Контраст взаимоотношений людей внутри рассказа, и взаимоотношений участников спектакля стал смысловым центром “Юшки”. Там, где у Платонова прописана агрессия, на сцене видим максимальную поддержку людей с ментальными особенностями  от профессиональных артистов. Очевидный нарратив рассказа, режиссер решила дополнить множеством этюдов, где транслируется такое же агрессивное отношение между людьми. Это усиливает эффект отвращения от подобных паттернов поведения, но немного сбивает с толку своей чрезмерной однобокостью. Зрителю будто бы не дают право сделать собственный моральный выбор, дидактично говоря: “Ко всем нужно относится одинаково”. Иногда “равенство” - это не единственный путь взаимодействия с людьми, и гораздо важнее учитывать особенности, но не ограничивать в доступе к ресурсам. 


Все участники спектакля находятся на сцене одновременно, и у каждого есть эпизод, где он становится Юшкой. Важно, что это касается: и профессиональных артистов, и людей с инвалидностью. Ведь платоновский Юшка - это не состояние тела, а состояние духа. В какой-то момент начинаешь следить за теми исполнителями, кто в не задействован в эпизоде. Максимальная включенность в действие каждого, готовность немедленно помочь, подсказать, да просто даже подать нужный предмет - сами по себе работают на идею текста и спектакля. 



В спектакле “Место” тоже уместен разговор об эмпатии. Только если в “Юшке” ты скорее сочувствуешь персонажам, то здесь - исполнителям. Хореограф Анна Хирина выстраивает действие спектакля на наблюдении за тем, как актрисы преодолевают препятствия. Сначала, это рис, который сыплется на танцовщиц сверху и, постепенно, образует тонкий слой по всей площади пола. Из-за этого, каждое движение исполнительниц усложнялось. Затем уже сами  девушки усложняли друг другу жизнь внутри хореографической партитуры. Иногда их противостояние напоминало битву животных за место у водопоя, иногда борьбу за человека внутри любовного треугольника, а иногда общую борьбу человечества с внешними обстоятельствами. 


Любава Белько, Екатерина Щукина и Дарья Космынина лавируют между отрешенным существованием исполнителей хореографии и экспрессивной имитацией эмоционального вовлечения. Иногда становится  страшновато за девушек, которые бросают тела друг друга в стену или закидывают друга друга горстями риса. Типичное зрительское восприятие - когда подключаешься к судьбе персонажей, а не исполнителей - здесь разрушается. Тела исполнителей, которые находятся в напряжении большую часть действия, привлекают внимание, и передают это напряжение каждому, кто сидит в зале. Такое подключение позволяет ассоциировать свою жизнь с той борьбой, которую демонстрируют танцовщицы, позволяет почувствовать беспомощность перед внутренним животным, которое хоть и заперто в цифровой клетке, может в любой момент из нас вырваться.  


На лекции Дмитрия Петрова в финале дня, речь тоже заходила об эмпатии. Тема «Поставщики впечатлений: как выжить театру в эпоху Netflix», которая была заявлена в названии, в итоге стала мастер-классом для театральных маркетологов. Дмитрий подробно останавливался на моделях продвижения продукта, но отметил, что самое важное всегда проявлять эмпатию к зрителям, думать о нем и его проблемах. А уж если такой подход помогает даже в деле продажи билетов, то очевидно, что эмпатия - одна из основных потребностей человека в 2021 году.