«Комитет Грустящего Божества» и «Дорогой Мистер Смит» – два петербургских спектакля, в которых почти не говорят. ХАОС исследовал недосказанность – в театре и отношениях.
«Комитет Грустящего Божества» Павла Пряжко в постановке независимого post (режиссёры – Дмитрий Волкострелов, Алёна Старостина) – это театр, растворяющийся в кино, кино, растворяющееся в театре. Синтез двух искусств уже стал театральной обыденностью, но в случае с «КГБ» границы совсем визуально размыты: герои большую часть спектакля скрываются за проекционной сеткой-вуалью, деля экран с пригородными видеозарисовками (Иван Николаев). Банк, супермаркет, перрон, дом – киноряд маркирует места, где сейчас находятся Оля и Сергей, уборщица магазина и работник ЖЭКа. Они обмениваются короткими репликами, смысл которых не всегда понятен зрителю, часть их жизненного процесса изъята из спектакля. Мы словно наблюдаем за случайной парой, то приближаясь к ней, то отдаляясь, так что ничего нельзя расслышать. Ремарки, которые традиционно доминируют в пьесах Пряжко, либо переведены на язык кино (мы видим в кадре голубей, собаку), либо в титры. При этом режиссёры делают в текстах, транслирующихся на экран, акцент на ожидание: «стоит ждёт», «ждут», «надо ещё немного подождать». Время как электричка, прибывающая на станцию, приближается к безвременью, чёрно-белые кадры не позволяют отличить весну от осени. Во дворах хрущёвок кто-то всегда выбивает дорожки, где-то на неуютном пустыре принимают вторсырьё, в загородном ветшающем доме перебирают картошку. Герои ждут не чего-то, а потому что. Рутина как смысл жизни. Божества грустят. Фейерверк и ретро-концерт.
В «Дорогом мистере Смит» – развиртуализированном на сцене «Приюта комедианта» инстамюзикле Алексея Франдетти (музыка Пола Гордона) герои не божества, но тоже грустят. Сирота Джуди Эббот (Юлия Дякина) получает возможность изменить свою жизнь – таинственный меценат (Павел Лёвкин) даёт ей стипендию на продолжение обучения с одним условием: девушка должна описывать ему свою жизнь в письмах. Эпистолярная сказка, где герои постепенно влюбляются в друг друга, но не готовы открыться до конца, а потому страдают, предсказуемо заканчивается хэппи эндом. Но ждут они его долго, не решаясь на разрушение иллюзий, создаваемых в ходе истории. Исполнители, загримированные, небытово яркие (художник – Вячеслав Окунев, грим – Татьяна Величкина), встроены в анимационное пространство, созданное студией Artnovi. Несмотря на камерность площадки, герои за 2 акта спектакля почти не пересекаются, окончательное их сближение происходит только в финале.
«Дорогой Мистер Смит» меняет представление о мюзикле как о чём-то масштабном, многонаселённом, демонстрируя потенциал трансформации жанра, вплоть до инставерсий. Обсуждение спектакля со зрителями было комплиментарным, поклонники (некоторые даже специально приехали из других городов) не стесняясь, выражали восторг.
Две камерные, дуэтные, истории – спектакли театров post и «Приют комедианта» – показанные параллельно в рамках фестиваля, они вступили в диалог, который до этого едва ли предполагался. Герои «КГБ» и «Дорогого мистера Смита» существуют в разных странах, эпохах, социальных статусах, жанрах, в конце концов, но довольно похоже стоят на бесконечной паузе ожидания – русского смысла или американской мечты.