Gravity-дневник. День 6
23 октября
Чаепитие длиною в жизнь: как события шестого дня ГРАВИТАЦИИ рифмовались друг с другом и миром.
По чеховской формуле проходит жизнь в имении Головлёво – люди, как положено, пьют чай, судьбы, как и предсказано, рушатся. “Господа Головлёвы” Никитинского театра из Воронежа (основная программа фестиваля) – скрупулёзное исследование семьи, душное, тёмное, пахнущее ладаном. Режиссёр и художник спектакля Дмитрий Акриш запирает зрителей вместе с Головлёвыми в чёрную комнату, крестя пространство коридорами. Этими проходами, а также узким пространством за зрительскими рядами и ограничено движение героев, которые обречены на вечное выяснение отношений. Мёртвые остаются здесь же – занимают скамейку и наблюдают за распадом семьи и инфляцией веры. Кажется, что в какую минуту ни зайди в эту комнату, станешь свидетелем вязкого скандала.
Это скупой в плане выразительных средств спектакль: нет музыки, только звуковая партитура, минимум света, основной приём – близость артиста: дрожащую улыбку, гнев, подавляемый в неровном движении, слёзы в глазах – всё это зритель видит крупным планом. В постоянном напряжении и члены семьи, и те, кто случайно оказался за семейным столом, купив билет на спектакль. Ни один конфликт не разрешается, в любой ситуации Иудушка (Борис Алексеев) предлагает пить чай, множа невысказанные обиды и страхи.
Никитинский театр не впервые на фестивале актуального театра в Новосибирске, два года назад воронежцы приезжали с “Чернобыльской молитвой”, принципиально другой по приёмам и теме. На обсуждении после показа “Господ Головлёвых” говорили о том, как создавался спектакль, о работе с режиссёром Дмитрием Акришем, изменился ли спектакль и его восприятие за почти два года после премьеры с января 2022 года.
Пока на малой сцене “Красного факела” разворачивался театр усугублённой психологичности, в “Глобусе” тоже пили чай. Сначала это был перформанс “12345” из off-программы фестиваля. Пять минут на чаепитие с артистом “Старого дома”, чтобы просто поговорить о том, что интересует в этот момент. Назовём это чай-терапией. Ну, а после зрители увидели “Последнее чаепитие” – проект Ксении Михеевой, ставший лауреатом “Золотой Маски” в 2021 году. И здесь стоит сразу оговориться: у “Последнего чаепития” нет последней сохранённой версии. И спектакль, поставленный в 2020 году, пережил уже несколько редакций. “Этот спектакль всё время играет с нами, а мы с ним” – сказала Ксения Михеева на обсуждении. Обрывки чеховских пьес всё ещё отскакивают как мячики от несуществующих стен (на сцене – конструкция, очерчивающая границы “аквариума”). Однако на смену нежной экзистенциальной растерянности, которая была в одной из первых редакций, пришёл постиронический драйв – человек уже не такой хрупкий, как был 2020-м, но все ещё ищет смыслы.
На фестивале при поддержке “Золотой Маски” будут показаны два спектакля Ксении Михеевой: сегодня “Место, которого ещё не было” на сцене “Глобуса”.
23 октября
Чаепитие длиною в жизнь: как события шестого дня ГРАВИТАЦИИ рифмовались друг с другом и миром.
По чеховской формуле проходит жизнь в имении Головлёво – люди, как положено, пьют чай, судьбы, как и предсказано, рушатся. “Господа Головлёвы” Никитинского театра из Воронежа (основная программа фестиваля) – скрупулёзное исследование семьи, душное, тёмное, пахнущее ладаном. Режиссёр и художник спектакля Дмитрий Акриш запирает зрителей вместе с Головлёвыми в чёрную комнату, крестя пространство коридорами. Этими проходами, а также узким пространством за зрительскими рядами и ограничено движение героев, которые обречены на вечное выяснение отношений. Мёртвые остаются здесь же – занимают скамейку и наблюдают за распадом семьи и инфляцией веры. Кажется, что в какую минуту ни зайди в эту комнату, станешь свидетелем вязкого скандала.
Это скупой в плане выразительных средств спектакль: нет музыки, только звуковая партитура, минимум света, основной приём – близость артиста: дрожащую улыбку, гнев, подавляемый в неровном движении, слёзы в глазах – всё это зритель видит крупным планом. В постоянном напряжении и члены семьи, и те, кто случайно оказался за семейным столом, купив билет на спектакль. Ни один конфликт не разрешается, в любой ситуации Иудушка (Борис Алексеев) предлагает пить чай, множа невысказанные обиды и страхи.
Никитинский театр не впервые на фестивале актуального театра в Новосибирске, два года назад воронежцы приезжали с “Чернобыльской молитвой”, принципиально другой по приёмам и теме. На обсуждении после показа “Господ Головлёвых” говорили о том, как создавался спектакль, о работе с режиссёром Дмитрием Акришем, изменился ли спектакль и его восприятие за почти два года после премьеры с января 2022 года.
Пока на малой сцене “Красного факела” разворачивался театр усугублённой психологичности, в “Глобусе” тоже пили чай. Сначала это был перформанс “12345” из off-программы фестиваля. Пять минут на чаепитие с артистом “Старого дома”, чтобы просто поговорить о том, что интересует в этот момент. Назовём это чай-терапией. Ну, а после зрители увидели “Последнее чаепитие” – проект Ксении Михеевой, ставший лауреатом “Золотой Маски” в 2021 году. И здесь стоит сразу оговориться: у “Последнего чаепития” нет последней сохранённой версии. И спектакль, поставленный в 2020 году, пережил уже несколько редакций. “Этот спектакль всё время играет с нами, а мы с ним” – сказала Ксения Михеева на обсуждении. Обрывки чеховских пьес всё ещё отскакивают как мячики от несуществующих стен (на сцене – конструкция, очерчивающая границы “аквариума”). Однако на смену нежной экзистенциальной растерянности, которая была в одной из первых редакций, пришёл постиронический драйв – человек уже не такой хрупкий, как был 2020-м, но все ещё ищет смыслы.
На фестивале при поддержке “Золотой Маски” будут показаны два спектакля Ксении Михеевой: сегодня “Место, которого ещё не было” на сцене “Глобуса”.