ХАОС продолжил завоевывать пространства Новосибирска. С нашими событиями можно было столкнуться не только в «Старом доме», но и просто отправившись за покупками в IKEA. Арт-резиденция, которую провели кураторы нескольких проектов, показала, что границы театра разрушаются прямо сейчас.
В ТЦ МЕГА:
Для спектакля, «Эволюция красоты», декорацией стал магазин IKEA. Модный жанр театра-променада, здесь был использован Михаилом Патласовым, чтобы пообщаться с публикой на тему современных штампов о мире и красоты в нем. Мы шли за ведущим, который представился антропологом, слушали в наушниках его размышления и подходили к артистам, которые разыгрывали отрывки вербатимов в различных локациях. Кого-то впечатлила сцена с выбором «эксклюзивной» картины для своего дома, на кого-то воздействовали тексты, где описывались разные случаи зависимости от общепринятых представлений о красоте, кто-то просто кайфанул, лежа в кровати посреди торгового центра. Впрочем, не будем спойлерить. Возможно, этот спектакль удастся увидеть и после ХАОСа.
Перформативное шоу «Скажешь, когда хватит» от Олега Циплакова и Евгения Зайцева проходило в одном из неиспользуемых помещений ТЦ МЕГА. Это набор разрозненных номеров, в которые вовлекается зритель: выпить березового сока за Россию-матушку, посмотреть, как она поднимается с колен, спеть в караоке хором песню Меладзе или научиться делать свинку из пластиковой бутылки. Мы попросили прокомментировать увиденное участников фестиваля, практиков и теоретиков, чтобы попытаться упорядочить весь этот хаос.
Кристина Матвиенко, театральный критик:
— Мне кажется, что это такие шутки новых злых детей по поводу всего. Эти дети умные и зляться на всех, кто их старше, на старый театр и критику. Они буквально хоронят мейнстримных режиссеров. Эти шутки были перемешаны с межумочными текстами-размышлениями и перформативными действиями. Мне кажется, что это реплика по поводу театра — высказывание позиции этих молодых злых людей.
Хелена Аутио-Мелони (театральный деятель, Финляндия):
— Наверное, в этом перформансе не хватало человека, который бы как-то направлял публику. Зрители местами терялись. Когда видишь проект сайт-специфик, который сделан до конца, то замечаешь у зрителей заинтересованность в процессе, сближение друг с другом и с артистами, чувство теплоты друг к другу. Это их открывает. А здесь я не видела ничего, кроме растерянности у половины зрителей. Не думаю, что сибиряки такие холодные. На самом деле, я наблюдала у зрителя состояние хотения, они были готовы чем-то воодушевиться, но нужен был человек, который бы их собрал. Команда перформанса увлеклась тем, чем занимается актерско-режиссерский состав, и, как часто бывает, немного забыли про публику. «Перформативное шоу» — красиво названный жанр, и актеры в начале, действительно, казались какими-то шоуменами, задающими специфическую атмосферу шоу.
На площадке театра
АРТ-РЕЗИДЕНИЯ ХАОСа — уникальное событие, в котором художникам дали абсолютную свободу самовыражения: инсталляции, перформансы, спектакли, где зрители превращаются в участников действия, или вообще театр, который прикидывается кино. Так или иначе все работали с темой красоты, которая кем-то воспринимается как абсолютная гармония с собственным телом, кем-то — как связь с миром. Например, в видеоинсталляции «FORUM» Валерия Яковлева сравнивался Новосибирск и Рим, и красота постепенно теряла связь с античной гармонией, а в «Пожаре» Дмитрия Шмакова красоте огня противопоставлялись жизнь и природа как главное ее воплощение. Иван Зыков со своей командой создал видеоинсталляцию, где аудиоматериалом стали ответы новосибирцев на вопросы о красоте и уродстве, а изображения на экране монтировались в историю о праве быть разным.
Самые объемные работы представили Андрей Короленко и Варвара Попова вместе со Светланой Лысенко. Оба спектакля исследовали возможности личности по присвоению красоты себе. В одном случае это было сделано вербально: форум-театр «Мы» моделировал ситуации и позволил зрителю высказать свое к ним отношение. В перформансе «Я (не) буду», напротив, постарались минимизировать значение текста, предоставив участникам возможность реагировать на все тактильно. Интересно, что и там, и там затрагивались темы насилия, буллинга, неприятия собственного я из-за реакции окружающих. И там, и там стоит говорить, скорее об опыте коммуникативном, чем об эстетическом. За время фестиваля возникло ощущение, что именно этим и занимаются современные художники, работая на стыке театра и современного искусства. О коммуникации говорил Волкострелов, об опыте — Лисовский. Участники резиденции уловили этот посыл, и почти все занимались активным включением зрителя в действие. И пусть пока немного хаотично.