Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-Дневник. Старт

ХАОС-дневник.
17 октября. Вчера стартовал ХАОС. Хотя, вернее будет сказать, что ХАОС стартовал еще весной, когда участники Арт-резиденции приступили к своей работе. Весь фестиваль мы будем изучать потребности современного человека – как бытовые, так и потребности в искусстве. Вчера  была возможность увидеть часть результатов исследовательской Арт-резиденции, которая вошла в Свободную программу. Комментируя ее, куратор Андрей Короленко сказал, что «самым главным на арт-резиденции была ситуация общего пространства, где может возникнуть коммуникация, где мы можем вместе поговорить о профессии, о театре как организации, о театре как жанре искусства». Итак, первая потребность человека, которую он может удовлетворить на ХАОСе – потребность в коммуникации.   
Четыре события – четыре разных способа общения со зрителями. Телеграм-спектакль «Тропы» - это онлайн-отражение монологов о лесе. Идея принадлежит участницам Арт-резиденции в блоке “Экология” Анне Мухамедзяновой и Ольге Глушковой. Здесь зрители могли комментировать происходящее в прямом эфире, и их комментарии становились частью действия. Участницы спектакля Екатерина, Лариса, Анастасия, Елена и Анфиса рассказывали о об опыте воссоединения с местом. Для кого-то  лес стал триггером детских воспоминаний, кто-то рассказывал о первой любви. Где-то были долгие аудиомонологи, где-то сравнение фотографий прошлого и настоящего, а где-то видеотрансляция прогулки с собакой, но везде перформеры связывали личные воспоминания с глобальным значением леса в жизни каждого человека. Следить за пятью тропинками одновременно было довольно тяжело, но в том и преимущество цифрового следа – вы можете пересмотреть/переслушать его в телеграм-канале https://t.me/thepaths.

Вторым событием стало открытие выставки «Тело контекста», в которой представлены работы Маргариты Вороновой и видеоинсталляция об Арт-резиденции. Каждая из представленных картин могла стать афишей или плакатом к конкретным событиям программы, но вместе они стали обозначением многообразия ракурсов взгляда на современного человека. Опыт, который подробно описывается разными участниками на видео, совмещается с восприятием одной художницы, которая поучаствовала во всех четырех блоках арт-резиденции: Экология, Тело, Информация, Этика. Коммуникации со зрителем здесь как будто нет - ведь задача не реагировать, а потреблять информационный поток. И тем не менее, пока смотришь "Тело контекста" невольно задумываешься о разности восприятия и проблемах в общении. Выставка будет проходить в верхнем фойе «Старого дома» до 31 октября, так что у вас еще есть возможность ее увидеть.

Еще один способ невербальной коммуникации представила Полина Мельникова в своем перформансе «4 комнаты». Здесь зрители и перформеры пытались найти точки соприкосновения - как интеллектуальные, так и телесные. Четыре конструкции из дерева были закреплены за перформерками: Аленой Афонасьевой, Екатериной Ивановой, Алиной Меньщиковой и Полиной Мельниковой. Каждой был задан особый способ взаимодействия как со зрителями, так и с деревянными объектами. Кто-то старался не вылезать за обозначенную форму и почти не реагировал на публику, кто-то наоборот – приглашал вторгнуться в пространство или вовсе легко покидал его, будто бы оставляя его свободным. Зрителям было предложено свободно перемещаться в зале, и именно в этом призыве читалась драматургия. Можно было просто смотреть и считывать историю через взаимодействие перформеров и пространства, а можно было самим стать частью перформанса. На обсуждении одна из зрителей считала внешнюю хрупкость деревянных объектов так: «По моему личному опыту, дом – это то, что всегда держится на соплях и любви. В каком-то хаосе, нагромождении конструктивизма, нелепого света и чего-то еще. И тем не менее, это твой мирок, единственное, что ты контролируешь в этой жизни». В начале перформанса зрители стояли вокруг живых инсталляций и занимались только созерцанием.  Постепенно появлялись робкие попытки не только ближе рассматривать перформеров, но и совершать интервенции в их схематичные комнаты. К финалу, часть людей уже освоились настолько, что ироничный поклон-зарядка стал призывом к действию и наконец, случилась коммуникация через телесность.
Финальным событием дня стал перформанс-игра «Что останется после», которую подготовили Маргарита Воронова, Андрей Короленко, Анастасия Москалева, Мария Полушина, Анна Сапетина и Анастасия Череда. Участники и гости ХАОСа собрались в уютном баре Bootleggers Pub&Shop и задавали друг другу удобные и не очень удобные вопросы, которые заранее были подготовлены командой. Условием было задавать их не в пустоту, а конкретному человеку, каждый раз новому. Граница между зрителями и перформерами здесь окончательно стерлась, потому что каждый стал равноправным участником события.