Открытие фестиваля. Пройти через чёрную дыру “Котлована”, чтобы увидеть звёздное небо над собой.
Третий сезон фестиваля актуального театра начался. ХАОС, напомним, трансформировался в ГРАВИТАЦИЮ, которая всё упорядочивает и исследует притяжение – предметов, смыслов и нас самих. В первый день мы расставляли космические акценты, осознавая, принимая тот факт, что самый маленький человек “тоже является частью Вселенной”.
В фойе “Старого дома” зрители могли попробовать изменять пространство – в театре работает проекционная инсталляция. В зале фестиваль открыли директор театра “Старый дом” Татьяна Ильина и представитель Минкультуры Новосибирской области Юрий Яшкин, который отметил важность коллабораций государственных институций и частных инициатив в поисках актуального театра.
Спектаклем открытия стала июньская премьера “Старого дома”. Антон Фёдоров, с прошлого сезона главный режиссёр театра, развернул платоновскую антиутопию “Котлован” в плоскость параллельных миров. В замкнутом пространстве кабинета, обитого по-советски дсп так, что герои живут то ли в волшебном шкафу, то ли в гробу, а времена года за окном обозначаются фотообоями, выход, кажется, один – копать. Рыть тот самый котлован, чтобы построить общий дом светлого будущего. Но если поднять голову, то можно увидеть и другие планеты, другие миры прямо сейчас. Фёдоров, который в этом спектакле, как и во многих других своих работах, уже привычно выступает художником, дополняет вертикаль сцены яркими шарами, как из учебников про солнечную систему, которые постепенно загораются. Они, конечно, предельно условны, и солнце с луной меняет мужик с вилами. Однако почти рефреном звучит в этом поэтическом сочинении из лозунгов, громоздких формулировок советских передовиц, мужицких междометий строка из письма Андрея Платонова к музе и жене Марии:
Мир этот должен погаснуть, глаза закрыться, чтобы видны были все другие миры.
В финале спектакля тот самый кабинет превращается в чёрное “ничто” с горой трупов посередине. От прошлой жизни в нём только почтовый ящик с письмами, как оказывается, в никуда – все эти конверты, адресованные музе, мучительные поиски смысла, падают мёртвым грузом из открывшегося ящика вниз – работает всё же гравитация. Зрители тоже проходят через горизонт событий – герой Чиклин (Анатолий Григорьев) затягивает чёрным потолок зала. И вдруг он превращается в звёздное небо.
На обсуждении спектакля зрители говорили о уникальности каждого речевого и пластического рисунка и задавали вопросы, как эти решения персонажей были найдены. Ансамбль складывается из очень точных, трагикомичных образов, работающих на стыке линчевско-балабановских вселенных. Актёры рассказали о процессе сочинения, где было много смеха и творческой свободы, а также об особенной пунктуации инсценировки Антона Фёдорова. Одна из зрительниц поделилась, что смотрела спектакль как музыкальное произведение. И действительно, по словам команды, в пьесе расставлено много в прямом смысле точек, которые задают ритм и обнаруживают юмор в драме познания мира Платонова. Наивные герои неуклюже выражают мысли с помощью советского новояза и обаятельной брани, со сдержанным восхищением, по слогам, читая иногда письма инженера о любви как о единственном смысле в настоящем. Они танцуют под ретро с лопатами, наступают на те же грабли и верят в неоригинальные фокусы, полностью принимая эти правила игры. От них можно отказаться, как предлагает в какой-то момент юродивый в мире юродивых Вощев (Тимофей Мамлин), называть вещи своими именами (“вы не дудите в трубу, а поёте, и лошади ненастоящие”), но приходит к выводу, что так будет ещё хуже. Зал разделился: в ком-то спектакль оставил чувство безысходности, а кто-то нашёл в нём надежду и веру (про любовь в нём тоже есть – см. выше).
Мы продолжим искать смыслы и точки притяжения. Кстати, в программе ГРАВИТАЦИИ в этом году несколько спектаклей Антона Фёдорова – кроме “Котлована”, это “Ребёнок” Воронежского Камерного театра и “Где ты был так долго, чувак” Пространства “Внутри” (Москва).