18 октября
Открытие фестиваля. Пройти через чёрную дыру “Котлована”, чтобы увидеть звёздное небо над собой.
Третий сезон фестиваля актуального театра начался. ХАОС, напомним, трансформировался в ГРАВИТАЦИЮ, которая всё упорядочивает и исследует притяжение – предметов, смыслов и нас самих. В первый день мы расставляли космические акценты, осознавая, принимая тот факт, что самый маленький человек “тоже является частью Вселенной”.
В фойе “Старого дома” зрители могли попробовать изменять пространство – в театре работает проекционная инсталляция. В зале фестиваль открыли директор театра “Старый дом” Татьяна Ильина и представитель Минкультуры Новосибирской области Юрий Яшкин, который отметил важность коллабораций государственных институций и частных инициатив в поисках актуального театра.
Спектаклем открытия стала июньская премьера “Старого дома”. Антон Фёдоров, с прошлого сезона главный режиссёр театра, развернул платоновскую антиутопию “Котлован” в плоскость параллельных миров. В замкнутом пространстве кабинета, обитого по-советски дсп так, что герои живут то ли в волшебном шкафу, то ли в гробу, а времена года за окном обозначаются фотообоями, выход, кажется, один – копать. Рыть тот самый котлован, чтобы построить общий дом светлого будущего. Но если поднять голову, то можно увидеть и другие планеты, другие миры прямо сейчас. Фёдоров, который в этом спектакле, как и во многих других своих работах, уже привычно выступает художником, дополняет вертикаль сцены яркими шарами, как из учебников про солнечную систему, которые постепенно загораются. Они, конечно, предельно условны, и солнце с луной меняет мужик с вилами. Однако почти рефреном звучит в этом поэтическом сочинении из лозунгов, громоздких формулировок советских передовиц, мужицких междометий строка из письма Андрея Платонова к музе и жене Марии:
Мир этот должен погаснуть, глаза закрыться, чтобы видны были все другие миры.
В финале спектакля тот самый кабинет превращается в чёрное “ничто” с горой трупов посередине. От прошлой жизни в нём только почтовый ящик с письмами, как оказывается, в никуда – все эти конверты, адресованные музе, мучительные поиски смысла, падают мёртвым грузом из открывшегося ящика вниз – работает всё же гравитация. Зрители тоже проходят через горизонт событий – герой Чиклин (Анатолий Григорьев) затягивает чёрным потолок зала. И вдруг он превращается в звёздное небо.
На обсуждении спектакля зрители говорили о уникальности каждого речевого и пластического рисунка и задавали вопросы, как эти решения персонажей были найдены. Ансамбль складывается из очень точных, трагикомичных образов, работающих на стыке линчевско-балабановских вселенных. Актёры рассказали о процессе сочинения, где было много смеха и творческой свободы, а также об особенной пунктуации инсценировки Антона Фёдорова. Одна из зрительниц поделилась, что смотрела спектакль как музыкальное произведение. И действительно, по словам команды, в пьесе расставлено много в прямом смысле точек, которые задают ритм и обнаруживают юмор в драме познания мира Платонова. Наивные герои неуклюже выражают мысли с помощью советского новояза и обаятельной брани, со сдержанным восхищением, по слогам, читая иногда письма инженера о любви как о единственном смысле в настоящем. Они танцуют под ретро с лопатами, наступают на те же грабли и верят в неоригинальные фокусы, полностью принимая эти правила игры. От них можно отказаться, как предлагает в какой-то момент юродивый в мире юродивых Вощев (Тимофей Мамлин), называть вещи своими именами (“вы не дудите в трубу, а поёте, и лошади ненастоящие”), но приходит к выводу, что так будет ещё хуже. Зал разделился: в ком-то спектакль оставил чувство безысходности, а кто-то нашёл в нём надежду и веру (про любовь в нём тоже есть – см. выше).
Мы продолжим искать смыслы и точки притяжения. Кстати, в программе ГРАВИТАЦИИ в этом году несколько спектаклей Антона Фёдорова – кроме “Котлована”, это “Ребёнок” Воронежского Камерного театра и “Где ты был так долго, чувак” Пространства “Внутри” (Москва).
Открытие фестиваля. Пройти через чёрную дыру “Котлована”, чтобы увидеть звёздное небо над собой.
Третий сезон фестиваля актуального театра начался. ХАОС, напомним, трансформировался в ГРАВИТАЦИЮ, которая всё упорядочивает и исследует притяжение – предметов, смыслов и нас самих. В первый день мы расставляли космические акценты, осознавая, принимая тот факт, что самый маленький человек “тоже является частью Вселенной”.
В фойе “Старого дома” зрители могли попробовать изменять пространство – в театре работает проекционная инсталляция. В зале фестиваль открыли директор театра “Старый дом” Татьяна Ильина и представитель Минкультуры Новосибирской области Юрий Яшкин, который отметил важность коллабораций государственных институций и частных инициатив в поисках актуального театра.
Спектаклем открытия стала июньская премьера “Старого дома”. Антон Фёдоров, с прошлого сезона главный режиссёр театра, развернул платоновскую антиутопию “Котлован” в плоскость параллельных миров. В замкнутом пространстве кабинета, обитого по-советски дсп так, что герои живут то ли в волшебном шкафу, то ли в гробу, а времена года за окном обозначаются фотообоями, выход, кажется, один – копать. Рыть тот самый котлован, чтобы построить общий дом светлого будущего. Но если поднять голову, то можно увидеть и другие планеты, другие миры прямо сейчас. Фёдоров, который в этом спектакле, как и во многих других своих работах, уже привычно выступает художником, дополняет вертикаль сцены яркими шарами, как из учебников про солнечную систему, которые постепенно загораются. Они, конечно, предельно условны, и солнце с луной меняет мужик с вилами. Однако почти рефреном звучит в этом поэтическом сочинении из лозунгов, громоздких формулировок советских передовиц, мужицких междометий строка из письма Андрея Платонова к музе и жене Марии:
Мир этот должен погаснуть, глаза закрыться, чтобы видны были все другие миры.
В финале спектакля тот самый кабинет превращается в чёрное “ничто” с горой трупов посередине. От прошлой жизни в нём только почтовый ящик с письмами, как оказывается, в никуда – все эти конверты, адресованные музе, мучительные поиски смысла, падают мёртвым грузом из открывшегося ящика вниз – работает всё же гравитация. Зрители тоже проходят через горизонт событий – герой Чиклин (Анатолий Григорьев) затягивает чёрным потолок зала. И вдруг он превращается в звёздное небо.
На обсуждении спектакля зрители говорили о уникальности каждого речевого и пластического рисунка и задавали вопросы, как эти решения персонажей были найдены. Ансамбль складывается из очень точных, трагикомичных образов, работающих на стыке линчевско-балабановских вселенных. Актёры рассказали о процессе сочинения, где было много смеха и творческой свободы, а также об особенной пунктуации инсценировки Антона Фёдорова. Одна из зрительниц поделилась, что смотрела спектакль как музыкальное произведение. И действительно, по словам команды, в пьесе расставлено много в прямом смысле точек, которые задают ритм и обнаруживают юмор в драме познания мира Платонова. Наивные герои неуклюже выражают мысли с помощью советского новояза и обаятельной брани, со сдержанным восхищением, по слогам, читая иногда письма инженера о любви как о единственном смысле в настоящем. Они танцуют под ретро с лопатами, наступают на те же грабли и верят в неоригинальные фокусы, полностью принимая эти правила игры. От них можно отказаться, как предлагает в какой-то момент юродивый в мире юродивых Вощев (Тимофей Мамлин), называть вещи своими именами (“вы не дудите в трубу, а поёте, и лошади ненастоящие”), но приходит к выводу, что так будет ещё хуже. Зал разделился: в ком-то спектакль оставил чувство безысходности, а кто-то нашёл в нём надежду и веру (про любовь в нём тоже есть – см. выше).
Мы продолжим искать смыслы и точки притяжения. Кстати, в программе ГРАВИТАЦИИ в этом году несколько спектаклей Антона Фёдорова – кроме “Котлована”, это “Ребёнок” Воронежского Камерного театра и “Где ты был так долго, чувак” Пространства “Внутри” (Москва).