Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-ДНЕВНИК. День 1

Мы начали первый фестивальный день с лекции театрального критика, шеф-редактора сайта журнала ТЕАТР. Жанны Зарецкой. Тема лекции: «Роль зрителя в современном театре».

На лекции мы узнали о спектаклях в автобусе, на улице и в других необычных пространствах, а также почему чувствовать себя в театре убийцей или наркоманом – это нормально.

Основные тезисы:

—Ключевое понятие современности - это коммуникация. В советском театре оно почти отсутствовало, но сейчас все ведущие режиссеры придают ему огромное значение.
—«Сегодня может считаться интересной только та пьеса, где затронуты характеры, качества и поступки героев, которые непосредственно имеют значение для нынешней аудитории» - цитата из статьи Бернарда Шоу, актуальной и для XXI века.
— Раньше зрители уходили из театра с ответами, а в современной концепции, после спектакля голова зрителя должна быть забита множеством вопросов.
— Спектакль сегодня складывается не на сцене, а в голове у зрителя.
— Привычная модель, при которой театр делится на сцену и зал, уже давно сломана: зритель может находиться, где угодно, а актеров вообще может не быть.
— В модели театра, которую принято называть «постдраматической», театр отказывается от рассказывания историй. Современный театр моделирует ситуации, в которых зритель может почувствовать всем своим существом, как устроен мир.

Позже официально открыли ХАОС с генеральным директором фестиваля Антонидой Гореявчевой, арт-директором фестиваля Оксаной Ефременко, pr-директором Анастасией Москалевой и начальником отдела профессионального искусства, культурного наследия и образования министерства культуры Новосибирской области Ольгой Ивановой.

Первым спектаклем фестиваля стал «ИДИОТ» (режиссер — Андрей Прикотенко, театр «Старый дом»).

@Лада Юрченко

Идиот Старого Дома открыл Хаос. Приличней было бы написать: Международный Фестиваль Актуального Театра "Хаос" открылся спектаклем "Идиот" Андрея Прикотенко театра "Старый дом". Но как-то странно применять правила канонического письма к этому вот этому в этом вот про это. Каждую минуту - все 5 часов (о, нет!) - спектакль заставляет думать. Не всегда о вечном. А вот прямо о том, что происходит перед тобой здесь и сейчас. Актёры прекрасны, сцены графичны, текст об'емный - не потому, что его много, а потому, что он в отличие от очень многих современных экспериментов не дополнение из слов к действию, а хороший литературный текст (и, опять же, не потому, что язык в нем эталонно литературный, а потому, что метафоры, эпитеты, контексты, отсылы, в общем, вся эта поэтика, задают ассоциативный ряд, позволяющий читать между слов и жестов). Но я о другом. Как человек старой (замшелой, ретроградной, несовременной) эстетической парадигмы я верю в то, что в любом творение первичен смысл. То есть та мысль, вокруг которой автор и накручивает все выразительные средства. В этом погружении в безумия героев, в крики, еще раз крики, еще раз и еще громче - крики до полного привыкания к крику - в паузы, в бормотания, в свет, в воду, воду, еще раз воду я все время напоминала себе, что это не может быть просто так - для красоты и эмоции, это отдельный текст для смысла над сюжетом. Для Смысла Над Сюжетом. И вот в этом самом финале, когда наконец все перестали орать так, что хочется убить - другого выхода прекратить эту коллективную истерику просто нет и хочется убить, когда в зеркале воды на полу в полном молчании отразилась невеста под куполом струй, который держал в своих руках - кто? Любящий? Страдающий? Жертвующий? Смирившийся? - вот в этом самом финале и появился собор Сан-Марко, слово о котором было в начале, красота которого - абсолютная красота, воплощенная в нем - как мы все помним, спасёт мир (но это не точно, как принято теперь говорить).

И, конечно, самое страшное в безумных и прекрасных мирах - это их притягательность. В них хочется оказаться снова. Потому что всегда остается мысль, что, возможно, ты не до конца понял этот самый Смысл Над Сюжетом, сложенный из взглядов, слов, жестов, интонацией, света, мрака, что надо еще раз посмотреть внимательней и предположить другую логику в этом всем мелькании всего вот этого вот во всем вот этом вот. Вполне возможно, здесь и кроется причина жить: не до конца разгаданный замысел, который дьявольски (яблоко познания было все-таки отравляющим), чертовски хочется отгадать, не довольствуясь сегодняшним вариантом ответа.

Спасибо, Старый дом Театр «Старый дом»! И отдельное спасибо за Хаос, который только начался.

Вечером торжественно открыли еще один формат фестиваля: ночной ХАОС-КЛУБ для участников и гостей фестиваля.