В четвертый день фестиваля «Старый дом» принимал у себя в гостях «Кабаре Галич» воронежского независимого центра культуры и искусства «Прогресс». 12 песен Александра Галича как 12 мини-спектаклей про маленького человека в огромной стране и боль, «которой некуда деться». Исполняет их актриса Яна Кузина, с хрустальным голосом и могучей энергетикой, в сопровождении блистательного музыкального трио.
Фотографии Евгении Савиной
Камерный концерт длится всего час с небольшим, но успевает показаться спектаклем. Точным, острым, глубоко личным. «Ролевая лирика» советского барда, променявшего блага советского драматурга на нищенскую жизнь запрещённого поэта, становится для актрисы основой для личностного высказывания. Она присваивает судьбы тех, о ком поет, ни разу не «пережимая» эмоции и не пытаясь вызвать у зрителя слезы сопереживания специально. Маленькая стойкая героиня против страшной судьбы и страны. И большая актриса, разговаривающая с Историей с большой буквы.
Федоровскую «Мадам Бовари» театрального агентства Арт-Партнер показали в театре «Глобус». Спектакль страшный, отчаянный, полный мучительной тоски по живому человеку. Но Федоров не был бы Федоровым, если бы не попытался обмануть зрителя, подсунув ему нарочитую и смешную “неправду”. Перед нами вроде бы анекдот по мировой классике. Герои с кукольными телодвижениями и «птичьей» дикцией (на протяжении всего действия они коверкают слова и фонтанируют неологизмами) копошатся внутри своей нелепой жизни с тривиальным адюльтером и жутковатым бытом.
Эмма в грандиозном исполнении Натальи Рычковой – обычная русская жена, убегающая от несчастливого брака во все французское. Она преклоняется перед французским стилем жизни и делает вид, что ее жизнь не отличается от жизни французской богемы. На самом же деле нелепый муж Шарль (Семен Штейнберг), нелюбимая и дочь (актриса очень маленького роста Анна Никишина), безобразные любовники (Артур Бесчастный и Сергей Шайдаков) – вот герои ее истории. Бесконечные “читасьон”, “спасибле” и с эротическим придыханием выговариваемые “Жанна д’Арк-Мария Стюарт” сначала вызывают гомерический хохот, но потом – чувство неловкости, брезгливости и тревоги. Как наряды нарочито под кутюр, и нелепые фантазии про любовь рядом с мерзавцами.
В финале выяснится, что комическая мелодрама на самом деле душераздирающая трагедия. И два с лишним часа зритель смотрит на то, как последовательно и беспощадно рушится жизнь молодой женщины. Точнее – она сама ее разрушает. Русская народная Бовари умирает от передозировки наркотиков на руках у мужа, истошно крича от боли. В качестве “титров” – рисованная она же, идущая по тонкому канату между реальностью и мечтой, между жизнью и смертью. И хотя из колонок орет Nirvana My girl, в том, что французская классика поставлена Антоном Федоровым на «национальный» манер, невозможно усомниться. Как и в том, что Эмма в каком-то смысле живет в каждом из нас. Когда мы забываем справляться с реальностью и принимать ее такой, какая она есть, а не такой, о которой мечтается.