Третий день «Гравитации» начался с погружения в смыслы и эстетику российского театра фриндж. О «смыслах на обочине», образе и влиянии Юрия Погребничко на режиссеров фестивальной программы рассказала в своей лекции Оксана Ефременко, а Анастасия Паукер разложила по полочкам мультивселеннную Антона Федорова, рассказав про знаковые работы и уникальный режиссёрский почерк.
Фотография Елизаветы Савиной
Фотография Катерины Шрамко
Спектакль театра «Место» «Это не я» одна из первых работ Федорова, жанр которой он сам обозначает как «экстремальную психологическую клоунаду». Про кого она? – про человека-симулякра, обросшего штампами и стереотипами, чье сознание укоренено в позднесоветском прошлом, в поведении героев-неврастеников с суицидальными наклонностями, в книгах и песнях. Эпигонское существование такого Виталика-Валеры-Вити-Сережи - мотив сегодняшнего дня, поскольку (и Федоров на это настаивает) в каждом из нас живо Прошлое.
Фотография Елизаветы Савиной
Герой никуда не делся, он всегда где-то рядом и около, меняет маски то самовлюблённого барда из 70-х, то сорокалетнего Янковского из «Полетов во сне и наяву», то отказавшегося от нобелевки Пастернака. Он всегда затюкан властной мамой, избит «пацанами» из ближайшей подворотни, очарован какой-нибудь девушкой в красной шапке и мучим чувство вины перед когда-то боготворимой женой. От этого «масочного комбо» избавиться можно, только умерев. При чем неожиданно, наспех, почти обыденно.
Фотография Елизаветы Савиной
Содержанием спектакля, вобравшем в себя инвариантные сюжеты и архетипические персонажи советского театра и кино, становятся отчаянные попытки героя прорваться к себе настоящему, экзистенциальный ступор. Невероятная, обескураживающе-точная игра Сергея Шайдакова – это множащиеся рефрены до боли знакомых интонаций, фраз и жестов, это унылые междометия вместо слов и неловкие долгие паузы вместо поступков. Три женщины возле него нужны ему, чтобы отражаться в них, как в зеркалах – иначе не возникает чувство присутствия. Любит ли он – вопрос, остающийся без ответа.
Существование артистов за пределами нарратива и конкретики, без хоть сколько-нибудь внятной характеристики, с обозначением предметной среды, но вне ее (на сцене – залитый теплым светом пустой холодильник «Зил», радиола «Ригонда» и парочка стульев) поразительно. Непонятно как, но очень точно. Из воздуха, из снега, из музыки вырастают в этом спектакле все культурные и бытовые реалии, отзывающиеся внутри пронзительной болью. Отнюдь не ложная ностальгия накрывает зрительный зал, скорее общая для всех рефлексия: сколько нас таких, героев без имени (и, в общем, без судьбы), ненужных, не прилаженных к сегодня. Ответа на вопрос «кто я», у нас нет, как нет опор и идеалов, которые были бы найдены заново и самостоятельно.
Существование артистов за пределами нарратива и конкретики, без хоть сколько-нибудь внятной характеристики, с обозначением предметной среды, но вне ее (на сцене – залитый теплым светом пустой холодильник «Зил», радиола «Ригонда» и парочка стульев) поразительно. Непонятно как, но очень точно. Из воздуха, из снега, из музыки вырастают в этом спектакле все культурные и бытовые реалии, отзывающиеся внутри пронзительной болью. Отнюдь не ложная ностальгия накрывает зрительный зал, скорее общая для всех рефлексия: сколько нас таких, героев без имени (и, в общем, без судьбы), ненужных, не прилаженных к сегодня. Ответа на вопрос «кто я», у нас нет, как нет опор и идеалов, которые были бы найдены заново и самостоятельно.
Фотография Елизаветы Савиной
театральный критик Наталья Витвицкая