Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

Gravity-дневник. День 2

Gravity-дневник. День 2

19 октября

Ясновидение духа и сновидения в духе Достоевского: во второй день ГРАВИТАЦИИ размышляли, чем притягивает Достоевский театр сегодня.

Фестивальный вайб транслировали одновременно две новосибирские площадки: в “Старом доме” вновь показали “Котлован”, а в “Красном факеле” прошли лекция Юрия Шатина и показ спектакля “Идиот” петербургского театра “Приют комедианта”.

Лекция доктора филологических наук Юрия Шатина “Ясновидение духа в “Идиоте” Достоевского” открыла off-программу ГРАВИТАЦИИ и стала экспресс-введением в мир драматургии Достоевского, который не писал пьес. Основную программу фестиваля продолжил показ “Идиота”, поставленного в “Приюте комедианта” Петром Шерешевским осенью 2022 года. Главную роль Мышкина в спектакле играет Илья Дель, который приезжал в Новосибирск в 2019-м на первый ХАОС в составе “Преступления и наказания”.

В переписанном Семёном Саксеевым (псевдоним Шерешевского) особенно болезненно разворачивается поколенческий конфликт. “Иксы”, травмированные временем, 90-ми, травмируют “игреков”. Причиняют добро с благодушием “старосветских помещиков”. Это территория насилия во всех смыслах. Концентрируясь на собственной боли, герои, оставшиеся в спектакле от оригинального текста, – чета Епанчиных, Аглая, Рогожин, Ганя Иволгин – не способны замечать боль других. Мышкин видит боль вокруг себя, Мышкин – сверхэмпат, это его инаковость.

Спектакль работает на стыке театра и кино, первая часть – синтез приёмов, вторая – только театр, третья – только кино (видео – Максим Баскаков). Линчевская эстетика “чёрного куба” затейливо сочетается с пошлостью перевёрнутых жёлтых “М” шиномонтажек и шавермишных (художник – Анвар Гумаров). Вагон “ласточки” одновременно и зал ожидания: время в этом мире или не движется, или вот-вот сломается, или мы наблюдаем за поливселенной беспокойного сна – жанр спектакля обозначен как сон в трёх действиях.

На обсуждении артисты делились особенностями восприятия спектакля публикой и говорили про петербургский код спектакля. Зрители восхищались актёрскими работами – в спектакле сложился сильный ансамбль; работой постановщиков. Задавали вопросы о смехе, о Боге. Ответы на эти вопросы останутся во вчера, сегодня мы продолжаем исследовать возможности ГРАВИТАЦИИ.