Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

Gravity-дневник. День 4

21 октября

“Если вы это увидели, это есть”: разбирались с точками зрения на лекции Андрея Великанова о причинах и следствиях философии и итоговом показе лаборатории “Опус. Гравитация” Нурбека Батуллы.

События off-программы ГРАВИТАЦИИ объединяет терапевтический эффект. Поиски равновесия идут и с помощью эмоционального подключения, и по пути рационального познания. Четвёртый день фестиваля начался с размышления о роли философии в глобальных кризисах. Лекцию “Философия нас спасёт или погубит?”в ЦК19 прочитал Андрей Великанов, известный философ и художник, автор книги “Симулякр ли я дрожащий или право имею”, один из организаторов художественной акции “Прощание с бассейном “Москва”. Тезисно на лекции прозвучали основные трансформации мировой философии – от любви к мудрости богов у Пифагора до “Бог умер” Ницше, от осознания “нашего мира как худшего из возможных миров” у Шопенгауэра до проекта тотального переустройства мира Малевича. В качестве альтернативы параноидальным идеям тоталитарной философии в середине XX века предлагаются (Фуко, Делёз) идеи шизоидные: от одной интерпретации мира до множества интерпретаций. Спасительный потенциал Великанов видит в анаморфическом зрении, которое исследует современный историк искусства Дональд Прециози. Иначе говоря, всё зависит от точки зрения.

Простор для интерпретаций дал вечерний “Опус. Гравитация” – финальный показ лаборатории хореографа Нурбека Батуллы. Вместе с Нурбеком в Новосибирск приехала команда – драматург Дина Сафина и композитор Ислам Валеев. За 4 дня казанские авторы сочинили с артистами “Старого дома” пластический опус о личных ритуалах и общих повторениях жизни. Вербальное и невербальное в эскизе сначала существуют на равных, дублируя/подстраховывая друг друга. Однако постепенно остаётся только язык тела. Ирония, заявленная в прологе и экспозиционной части, тоже к финалу полностью растворяется в танце. Мир странных, нежных и маскулинных ритуалов собирается в целое.

На обсуждении, которое провела театральный критик Тата Боева, говорили о вариантах прочтениях финала (свет притяжения или последняя остановка), балансе иронии. Нурбек рассказал о концепции “некого Филиппа” – зрителя, которому нужно помочь понять танцевальный спектакль. После многие признались, что они – Филипп, а ещё говорили, что в какой-то момент очень хотели присоединиться. И такая возможность появилась в конце обсуждения – Нурбек поделился ритуалом, которым заканчивались репетиции с актёрами “Старого дома”. Кстати, увидеть Нурбека Батуллу на сцене можно будет 24 октября в спектакле “SAK-SOK” на фестивале ГРАВИТАЦИЯ.