25 октября. Новая неделя ХАОСа началась с разговора о человеке, нуждающегося в правде. На площадке «Старого дома» мы смотрели, а потом обсуждали спектакль «Чернобыльская молитва» Никитинского театра из Воронежа. Это завершающая работа в цикле постановок режиссёра Мити Егорова прозы Светланы Алексиевич – на сцену он перенёс все «Голоса утопии» белорусской журналистки. У «Чернобыльской молитвы» есть подзаголовок «хроника будущего», и хотя книга хронологически не последняя, кажется верным, логичным, что спектакль по ней есть некий финал. Нет, не так. Финал… Несмотря на ретроспективность монологов свидетелей чернобыльской катастрофы, история на сцене складывается в апокалиптическое предсказание. Спектакль аскетичен. Сценография в основном создаётся светом, размноженными световыми приборами (художник – Константин Соловьёв). На сцене есть свет и телевизор, который транслирует счастливые хроники советской утопии (мультимедиа – Наталья Наумова). В прологе свет некомфортно яркий, потом его почти нет, невозможно разглядеть лица актёров. Свет тускло мерцает, размеряя время спектакля, пока вновь не заливает всю сцену, оставляя нас один на один с героем-физиком (артист Борис Алексеев), делящимся своим инсайтом: «И я понял, что смысл имеет только живое время. Наше живое время». И вот, видимо, намеренно никакого настоящего времени в спектакле нет. Есть прошедшее – в разорванных, перемежающих друг друга рассказах об умирающих мужьях, детях, о похоронах домов, об убивающих реликвиях типа пилотки для сына, привезённой ликвидатором аварии. Эти истории смонтированы с телевизионными кадрами, свидетельствующими о невозможно прекрасной жизни советского человека, кадрами, утверждающими светлое будущее. И будущее действительно такое светлое, что ослепляет. Спектакль исследует инаковость человека, оставшегося в беспомощном одиночестве и неведении. Его правду и боль изолируют от остального мира, коллективную рефлексию подменяют отчаянным КВНовским юмором, а вынужденный героизм забывают. На обсуждении ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС благодарили за спектакль, говорили, что «будто прожили жизнь заново». – Показать бы этот спектакль нашему правительству, – сказал один из чернобыльцев. Модератор обсуждения Жанна Зарецкая отметила, что Чернобыль не единственная трагедия, есть и другие, о которой у нас в стране любят забывать. – Вы нашу память выводите в актив, – обратилась она к создателям спектакля. После выхода сериала HBO «Чернобыль», который также частично основан на книге Алексиевич, много говорили, возможен ли вообще такой честный взгляд на события у нас внутри страны. Воронежский спектакль словно отвечает – да, возможен, но пока в масштабах небольшого независимого коллектива.