Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

Gravity-дневник. День 9

Gravity-дневник. День 9

26 октября

Как похорошел мир после ледникового периода, а страна при “режиме общей гуманизации”: изучали человека между прошлым и будущим в девятый день фестиваля.

Начали этот день в Bootleggers Pub&Shop – наконец-то, off-программа ГРАВИТАЦИИ стала осваивать обещанные бары. Но в неформальной обстановке мы обсуждали более чем глобальные вопросы. Андрей Константинов, редактор научно-популярного журнала “Кот Шрёдингера”, рассказал, какие надежды на будущее дают современные открытия о человеке в прошлом. Тема лекция звучала как “Новейшая предыстория человечества и другие открытия 2023 года, которые помогут выжить или убьют”.

Коротко: человек более живуч, чем может показаться, и выходит из катастроф обновлённым; ледниковый период может наступить даже завтра; а наш мозг уменьшился, потому что мы стали киборгами.

Из прошлого ГРАВИТАЦИЯ сразу переместила всех в недалёкое будущее – в эпоху “общей гуманизации”, где за нравственные и экономические преступления человека ждёт смертная казнь, а убийцы и насильники остаются жить, потому что уже и так наказаны (Федя, привет!). Спектакль Театра Наций “Саша, привет!” по роману-антиутопии Дмитрия Данилова был показан на сцене театра “Красный факел”. Спектакль поставил Марат Гацалов, инсценировку написал сам Данилов, изменив некоторые линии романа, сместив акцент на отношения между людьми. Игорь Гордин и Наталья Вдовина в главных ролях – играют усталых интеллигентов начала века настоящего, любящих искусство интеллигентов начала века прошлого. От этой рифмы двух эпох отталкивается художник Николай Симонов, превращая сцену в чёрно-белый супрематический тир. Авторы спектакля словно играют со смыслами: новая вера по Малевичу, что заменил чёрным квадратом икону, помноженная на старую новую веру с крестом – и вот. Имеем то, что имеем. И стихи Константина Стешика, основанные на Хармсе и Введенском, становятся в спектакле вариацией псалмов (исполняет ансамбль N'Caged).

Сергей Фролов и его жена Света – из тех, кого мы назовём людьми среднего возраста. Такие средние представители среднего поколения, выделяющиеся, быть может, лишь особым местом слова в своей жизни, так как оба филологи и преподают в университете. И, может быть, поэтому они обходятся без лишних слов. Он изменил со студенткой, не достигшей по новым законам совершеннолетия, его приговорили к смертной казни. Она расстроена и из-за первого, и из-за второго, но говорит, что не особо. А сама в течение спектакля всё время пытается принять абсурд происходящего, найти выход и в финале оказывается с мужем на одном Комбинате, где пулемёт “Саша” рандомно решает чужие судьбы.

Дмитрий Данилов, за первую же пьесу “Человек из Подольска” получивший “Золотую Маску”, находит особую выразительность в повседневности, доводя её своими подробными описанием и повторениями до абсолюта. Второстепенные персонажи (в спектакле их играют Глеб Ромашевский, Дарья Макаренко) в произведениях Данилова – это маленькие люди с большой властью в каждый конкретный момент жизни героя. Они не сходят с ума, не умирают, презираемые обществом, потому что они и есть общество. Они придумывают странные законы и исполняют их, они называют пулемёт ласково по имени и пьют чай, подписывая смертный приговор. Комфортное общество с трёхзвёздочными тюрьмами и героями, которые “обвыкаются” в любом абсурде – вот новая антиутопия по Данилову.

Если в романе Набокова “Приглашение на казнь” мир в финале распадается на декорации, то в “Саша, привет!” герои показывают Саше фак и свет, как и положено в театре, гаснет. И как сказал Андрей Константинов, “и всё-таки они выжили”. Сказал, правда, про людей в суровую фазу ледникового периода 900 тысяч лет назад, но это не мешает нам видеть любом в открытом финале хэппи энд.

Продолжаем исследовать себя в эпоху перемен на ГРАВИТАЦИИ.