Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-ДНЕВНИК. День 2

На фестивале «ХАОС» случилось чудесное – в одном событии смешались теория с практикой, столкнув противоположенные молекулы театра друг с другом. У тех, кто присутствовал на лекции Марины Давыдовой, наверняка, случился разрыв шаблонов – критик, главный редактор журнала «ТЕАТР» поставила спектакль, еще и сама про него рассказала, поделившись с нами эксклюзивными кадрами, и подвела под это прекрасную теоретическую базу. Что? Да! Рассказываем по-порядку, вернее по хаотичному беспорядку:

Еще в 2017 году Марина Давыдова выпустила в Берлинском Hebbel am Ufer спектакль «Eternal Russia». Он состоял из нескольких блоков, в каждом из которых зритель сталкивался с визуальным и текстовым восприятием истории России. Живые артисты в нем не участвовали, да и в целом спектакль можно было бы принять за выставку или огромную инсталляцию. Про сам проект легко можно найти в Интернете, ну а увидеть его можно разве что на каком-нибудь европейском фестивале (поэтому так ценны были 30 минут живой съемки, что нам показали). Однако будет ли на том фестивале возможность задать вопросы создателю и услышать обо всех подводных камнях театрального производства?

Еще важнее, что сама подача материала от Марины Давыдовой походила на модный перформанс – струящийся ритмами и смыслами монолог, в котором просвечивала боль за человека и человечество, ругань в сторону оператора, который «не то снял», попутный рассказ о том, как все это было на самом деле с детализацией и анализом.

На примере этого спектакля можно расширить восприятие всего современного театра, чем «Хаос» и пытается заниматься. На вопрос, почему «Eternal Russia» это театр, Марина Давыдова ответила: «От современного искусства спектакль отличается тем, что режиссер покушается на время зрителя, придумывает, как именно зритель проведет следующий отрезок жизни. У спектакля, в отличии от инсталляции, есть простроенная драматургия, а режиссер несет огромную ответственность, чтобы все сработало так, как он задумал. Театр более ригидная область, чем современное искусство в целом, он гораздо больше подвержен ограничениям – от кастинга на роли (если это касается репертуарного театра), до финансирования».

После подробного рассказа, Марина Давыдова продолжила обозначать актуальные тенденции театра настоящего, эти тезисы вполне могут войти в наш хаотичный глоссарий:

— Режиссер - это тот, кто должен НЕ знать, как сделать следующий спектакль, и при этом обладать набором профессиональных компетенций.
— Одна из главных идей современного театра – отсутствие гуру. Все, что кажется нам вечным, на самом деле временно. Сейчас я вижу активное желание со стороны молодых превратить вертикальные связи в горизонтальные. В тренде – коллаборация.
— Даже самые современные европейские режиссеры, вроде Фабра, Кастеллуччи или Rimini Protocol делают все абсолютно тоталитарно.
— Не пользуйтесь никакими догмами. Догма может быть только одна – нет никаких догм!
— Я делю современную историю театра на три революционные волны: первая – появление режиссера, когда театр стал видом искусства, вторая – внеинтерпретационный театр, третья, в которой мы сейчас живем – революция зрителя.