Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-ДНЕВНИК. День 5

Вчера на фестивале был день петербургского андеграунда. «Старый дом» был захвачен театром ТРУ, который открыл новосибирскому зрителю новые горизонты восприятия слова «театр». Два спектакля, совершенно разные по форме, максимально далеки от привычных зрелищ в сцене-коробке. Сложно выбрать фотографии спектакля «Молодость жива», потому что час актеры провели в темноте, освещенные только тусклым красным софитом, вокруг которого они сидели. По терминологии режиссера Александра Артемова, представленное было «додраматическим театром», и, действительно, восприятие этого спектакля возможно, скорее как наблюдение за каким-то ритуалом. В то же время, это театр, в котором все сделано по законам музыкального жанра: ритмическая структура определяется текстом, но и текст используется как партитура.

Если в «Молодость жива» содержание создается за счет концептуальной истории (истории о молодости, жизни и бессмысленности бытия) с лейтмотивом «Подожги-ка свой дом» из песни Елены Фроловой, то в «А. Азбуке» мы сталкиваемся с тотальным отсутствием всякого сюжета — примитивные стихи для каждой буквы алфавита, обрамляются музыкой одинаково и красивой, и разрушающей, уничтожающей всякие рамки. Смесь Стравинского и частушек — разве не в этом выражается настоящая русскость? Содержание возникает из отбора слов к каждой букве: «М» — могучая кучка, «Р» — редька, «Ц» — царь. Кажется, в этом и есть суть отечественной реальности всех времен, в этом есть Хаос абсолютного гротеска, и Космос полной его упорядоченности, «хаосмос», по выражению Настасьи Хрущевой, — соавтора и композитора этого самобытного коллектива.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Екатерина Кострикова, главный редактор журнала «Замыслы», театральный критик:

— Актуальный театр — он разный. Первое, что нужно понимать про актуальное искусство, что это могут быть совершенно разные произведения. Сегодня мы видели театр ТРУ, и это актуальный театр, потому что он идет в противовес всей театральной действительности, которая создается нашим сообществом. Актуальный театр — это альтернатива, то, что противопоставляет себя мейнстриму. Мейнстрим мы сейчас можем отсчитывать от Богомолова, Серебренникова, Женовача. Это крутой театр, но это мейнстрим. Я совсем не против такого театра, условный театр Богомолова — это высокое искусство, которого мы достойны, а театр ТРУ — это искусство, которого мы не достойны. Да, в этом суть, мы не достойны театра ТРУ, потому что это слишком больно. Сегодня на обсуждении были зрители, которые говорили, что это не театр. Театр ТРУ — это не про искусство, это про боль в искусстве, боль в жизни, про боль ее восприятия. И для меня это актуально, потому что я думаю о том, какое место я занимаю в жизни, что я делаю для театра, для себя. Я задаю вопрос: что я делаю для России? Когда ТРУ задает себе эти вопросы, то ответом будет: А, Б, В, и ты понимаешь: да ничего я не сделал для России! А, Б, В, Г, Д — это примитивизм, очень крутой примитивизм, за которым глубокая мысль: русский человек не нужен искусству. Не случайно, что это мужицкая энергия. Плевать Богомолову на то, что хочет простой русский мужик, а театр ТРУ говорит об этом. Театр ТРУ о том, что все равно ему на то, что хочет обычный русский театр, а хочет он интеллигентности, европейскости (в хорошем смысле этого слова). Театр ТРУ актуален, потому что он не решает проблемы государственного масштаба, он решает проблемы простого русского человека.

В этот же день прошла презентация театрального журнала «Замыслы». Это уникальное издание, которое выходит раз в год и ставит задачу по-новому говорить о театре. Команда исследует театральный инстаграм, вытаскивает из режиссеров замыслы непоставленных спектаклей, пишет режиссерские портреты в комиксах, а из каждой презентации очередного номера делает художественную акцию. Его главный редактор Екатерина Кострикова рассказала, чем этот журнал отличается от других, почему ее команде важна междисциплинарность, и как вышло, что зиновцы (те, кто делают книги и журналы своими руками) считают журнал с тиражом в 1000 экземпляров, своим по духу.

— Художников сейчас такое количество, что невозможно успеть обозреть всю театральную действительность, мы наводим фокус на одного художника, одно событие, один феномен, к которому можно подключаться, по которому можно путешествовать, и быть с художником в более глубоком диалоге.

— Мы всегда пытаемся понять, как рассказать о творческом методе художника через сам этот метод.

— Театроведение сейчас кажется чем-то махровым, и мы пытаемся это преодолеть за счет связи с художниками, дизайнерами, драматургами, которые выступают нашими со-авторами при создании номеров. Междисциплинарость сегодня — связующее звено в любой деятельности.

— Мне нравится «зин-культура», я люблю самиздат, и вдруг я после второго номера узнаю, что наш журнал и есть «зин»! Художники и дизайнеры, издающие в ручную небольшие книжечки, когда видят наш журнал говорят: «О, какой большой толстый зин!». В итоге часто случается, что люди подходят, видят «Замыслы» и говорят: «Да мне плевать на театр, но это классно сделано!».

— В мире, где виртуальное становится важнее реального, наш журнал — это возврат к медленному чтению, к тому, чтобы наслаждаться возможностью самому потрогать, полистать.