Если в «Молодость жива» содержание создается за счет концептуальной истории (истории о молодости, жизни и бессмысленности бытия) с лейтмотивом «Подожги-ка свой дом» из песни Елены Фроловой, то в «А. Азбуке» мы сталкиваемся с тотальным отсутствием всякого сюжета — примитивные стихи для каждой буквы алфавита, обрамляются музыкой одинаково и красивой, и разрушающей, уничтожающей всякие рамки. Смесь Стравинского и частушек — разве не в этом выражается настоящая русскость? Содержание возникает из отбора слов к каждой букве: «М» — могучая кучка, «Р» — редька, «Ц» — царь. Кажется, в этом и есть суть отечественной реальности всех времен, в этом есть Хаос абсолютного гротеска, и Космос полной его упорядоченности, «хаосмос», по выражению Настасьи Хрущевой, — соавтора и композитора этого самобытного коллектива.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Екатерина Кострикова, главный редактор журнала «Замыслы», театральный критик:
— Актуальный театр — он разный. Первое, что нужно понимать про актуальное искусство, что это могут быть совершенно разные произведения. Сегодня мы видели театр ТРУ, и это актуальный театр, потому что он идет в противовес всей театральной действительности, которая создается нашим сообществом. Актуальный театр — это альтернатива, то, что противопоставляет себя мейнстриму. Мейнстрим мы сейчас можем отсчитывать от Богомолова, Серебренникова, Женовача. Это крутой театр, но это мейнстрим. Я совсем не против такого театра, условный театр Богомолова — это высокое искусство, которого мы достойны, а театр ТРУ — это искусство, которого мы не достойны. Да, в этом суть, мы не достойны театра ТРУ, потому что это слишком больно. Сегодня на обсуждении были зрители, которые говорили, что это не театр. Театр ТРУ — это не про искусство, это про боль в искусстве, боль в жизни, про боль ее восприятия. И для меня это актуально, потому что я думаю о том, какое место я занимаю в жизни, что я делаю для театра, для себя. Я задаю вопрос: что я делаю для России? Когда ТРУ задает себе эти вопросы, то ответом будет: А, Б, В, и ты понимаешь: да ничего я не сделал для России! А, Б, В, Г, Д — это примитивизм, очень крутой примитивизм, за которым глубокая мысль: русский человек не нужен искусству. Не случайно, что это мужицкая энергия. Плевать Богомолову на то, что хочет простой русский мужик, а театр ТРУ говорит об этом. Театр ТРУ о том, что все равно ему на то, что хочет обычный русский театр, а хочет он интеллигентности, европейскости (в хорошем смысле этого слова). Театр ТРУ актуален, потому что он не решает проблемы государственного масштаба, он решает проблемы простого русского человека.
В этот же день прошла презентация театрального журнала «Замыслы». Это уникальное издание, которое выходит раз в год и ставит задачу по-новому говорить о театре. Команда исследует театральный инстаграм, вытаскивает из режиссеров замыслы непоставленных спектаклей, пишет режиссерские портреты в комиксах, а из каждой презентации очередного номера делает художественную акцию. Его главный редактор Екатерина Кострикова рассказала, чем этот журнал отличается от других, почему ее команде важна междисциплинарность, и как вышло, что зиновцы (те, кто делают книги и журналы своими руками) считают журнал с тиражом в 1000 экземпляров, своим по духу.
— Художников сейчас такое количество, что невозможно успеть обозреть всю театральную действительность, мы наводим фокус на одного художника, одно событие, один феномен, к которому можно подключаться, по которому можно путешествовать, и быть с художником в более глубоком диалоге.
— Мы всегда пытаемся понять, как рассказать о творческом методе художника через сам этот метод.
— Театроведение сейчас кажется чем-то махровым, и мы пытаемся это преодолеть за счет связи с художниками, дизайнерами, драматургами, которые выступают нашими со-авторами при создании номеров. Междисциплинарость сегодня — связующее звено в любой деятельности.
— Мне нравится «зин-культура», я люблю самиздат, и вдруг я после второго номера узнаю, что наш журнал и есть «зин»! Художники и дизайнеры, издающие в ручную небольшие книжечки, когда видят наш журнал говорят: «О, какой большой толстый зин!». В итоге часто случается, что люди подходят, видят «Замыслы» и говорят: «Да мне плевать на театр, но это классно сделано!».
— В мире, где виртуальное становится важнее реального, наш журнал — это возврат к медленному чтению, к тому, чтобы наслаждаться возможностью самому потрогать, полистать.