Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-ДНЕВНИК. День 4

«Преступление и наказание» Константина Богомолова — спектакль, который борется со стереотипами. Причем со всеми сразу: с тем, что Достоевский это про неудержимые страсти; с тем, что Богомолов строит действие на аттракционах; с тем, какой типаж артиста должен быть у Раскольникова, и далее, далее. Если описывать спектакль через действие, то выйдет, что восемь прекрасных артистов, глядя в зал, по очереди произносят, длинные монологи, иногда разбивая их диалогами. Они практически не занимаются созданием характерности своих персонажей. Выходит, что зритель остается один на один с личностью актера и текстом Достоевского, и за счет этого выстраивается новое содержание: как театральное, так и литературное.

Довольно динамичный сюжет романа здесь превращен в интеллектуальную драму. Следить не за действием, не за тем, как меняется герой, а за тем как течет его мысль — вот, пожалуй, главный код зрительского восприятия. Задача артиста в такой модели — освободить себя и других от ложных представлений об этом тексте, не прикрываться физическим действием, а действительно понять, о чем размышляет персонаж. И артисты с этой задачей справляются, потому что за этим мыслительным процессом ты следишь не отрываясь. Зрители и критики на обсуждении по-разному отвечали на вопрос, почему им понравилась эта работа, самые интересные версии ниже.

— Мне кажется, что режиссер бросил вызов каждому актеру персонально, и этот спектакль стал набором блестящих монологов, в которых каждому из вас удалось себя проявить. Это набор персональных работ и в этом его достоинство.

— Это спектакль, единственный по Достоевскому, в котором для меня исчезает пошлость.

— Для меня открытием стала роль Свидригайлова. Я вдруг поняла что-то про природу разврата наших богатых людей.