Фестивальный кино-день открыл показ спектакля Театра наций – «Я не убивала своего мужа» китайского режиссера Дина Итэна в кинотеатре «Победа» при поддержке Института Конфуция. Подчёркнуто национальную историю разыгрывают большие русские артисты. Мария Смольникова, Александр Матросов, Елена Морозова и др. Во многом благодаря им сатирический китайский роман превращается в психологическое ревю, заключённое в стилизованный на восточный манер визуальный ряд. Традицонный грим, отточенная система жестов и поз родом из Пекинской оперы, умный гротеск, барабанщик в маске на авансцене. Нарочитая театральность контрастирует с сюжетными бытовизмами и рождает необходимый объем.
В жанровом отношении это водевиль с изрядной долей абсурда, –семья имеет право только на одного ребенка, и чтобы родить второго, супруги решают развестись. Однако после развода муж женится на другой, а оболганная им героиня (он называет ее Пан Цзиньлянь, в Китае это имя-символ женской порочности) решает мстить. По «дороге мести» она годами наталкивается на бюрократическую стену и лжецов разной степени подлости. И вдруг национальная специфика перестает иметь значение – месседж спектакля прост до наивности, но отнюдь не бессмысленен. Гоняясь за эфемерной целью в отчаянии уязвлённого самолюбия, так легко потерять самое главное. Отдельно стоит упомянуть эффектную сценографию Лю Кэдуна – невеселая история разыграна на огромной перевёрнутой сковороде (к слову, в Китае это символ разрыва отношений). После спектакля состоялось обсуждение с заместителем художественного руководителя Театра Наций Оксаной Ефременко и режиссером Дином Итэном. Кульминацией встречи стал эффектное исполнение фрагмента Пекинской оперы ассистентом режиссера Цзян Шуюанем.вв
В жанровом отношении это водевиль с изрядной долей абсурда, –семья имеет право только на одного ребенка, и чтобы родить второго, супруги решают развестись. Однако после развода муж женится на другой, а оболганная им героиня (он называет ее Пан Цзиньлянь, в Китае это имя-символ женской порочности) решает мстить. По «дороге мести» она годами наталкивается на бюрократическую стену и лжецов разной степени подлости. И вдруг национальная специфика перестает иметь значение – месседж спектакля прост до наивности, но отнюдь не бессмысленен. Гоняясь за эфемерной целью в отчаянии уязвлённого самолюбия, так легко потерять самое главное. Отдельно стоит упомянуть эффектную сценографию Лю Кэдуна – невеселая история разыграна на огромной перевёрнутой сковороде (к слову, в Китае это символ разрыва отношений). После спектакля состоялось обсуждение с заместителем художественного руководителя Театра Наций Оксаной Ефременко и режиссером Дином Итэном. Кульминацией встречи стал эффектное исполнение фрагмента Пекинской оперы ассистентом режиссера Цзян Шуюанем.вв
Настоящим подарком зрителям «Гравитации» стал кинопоказ недавней премьеры Антона Федорова, его оперного дебюта в сильнейшем Пермском театре оперы и балета. Веберовский «Вольный стрелок» - манифест немецкого романтизма, включающий в себя мотивы народных легенд, готические иллюзии, концепт двоемирия и разворачивающейся в душе человека борьбы света и тьмы. Важнейший для этой оперы принцип дуализма бытового и божественного, метаморфоз, которая случается и с тем, и с другим, стал решающим и для Федорова. Стилевая матрица постановки, безусловно, романтическая. И она вступает в удивительный и многообещающий союз с привычно-ироничным мировоззреченским кодом главного режиссера «Старого дома». Несмотря на привычную карикатурность персонажей (трусливого пьянчужки Макса, его возлюбленной ангелоподобной Агаты, властителя душ неумелых охотников демонического Самиэля), рамку «театра в театре» (оперу мы видим глазами звукорежиссера, сидящего за пультом, само действие происходит в студии звукозаписи) и остроумную словесную вязь шуток и каламбуров, смысловой вектор один и он философский. Зло, растекшееся по миру (здесь – зловещему лесу), вот-вот поглотит человека, который из века в век делает неправильный выбор. Дирижер Петр Белякин, оркестр театра и его солисты справились с непростой режиссерской задачей «условной условности», не забыв про музыкальную составляющую. Почти что демоническая экспрессивность исполнения вкупе с завораживающей мелодичностью сделало эту оперу еще более эффектной. Федоров обычно боится и избегает пафоса, но в случае с «Вольным стрелком» его усилия по его снижению оборачиваются без пяти минут символизмом. Неврастеничный и слабый герой, в чьей душе разверчивается вечная битва бога и дьявола, отнюдь не литературный призрак. Он – это мы. И режиссер – вольно или невольно – на этом настаивает.
На осуждении показа с Оксаной Ефременко и программным директором Пермского театра оперы и балета Дмитрием Ренанским мы поговорили о сложности и «заштампованности» оперного жанра, с которой Антон Федоров справился, о романтическом мироощущении и переживании романтического пафоса «как абсолютно живой, кровоточащей правды».
На осуждении показа с Оксаной Ефременко и программным директором Пермского театра оперы и балета Дмитрием Ренанским мы поговорили о сложности и «заштампованности» оперного жанра, с которой Антон Федоров справился, о романтическом мироощущении и переживании романтического пафоса «как абсолютно живой, кровоточащей правды».
Те же, кто опере предпочел в этот вечер Галича, смогли стать свидетелями исторического события – впервые после концерта запрещённого советского барда в 1968 году, его песни звучали в Академгородке. В бывшем клубе «Под интегралом», а ныне Арт-пабе. Спектакль-концерт «Кабаре Галич» воронежского независимого центра культуры и искусства «Прогресс» в этот вечер, как, впрочем, и в предыдущий (всего на «Гравитации» состоялось три показа) прозвучал как откровение и молитва. Яростная, душевная, болезненно-необходимая…
После на сцену вышла основательница Интегрального музея-квартиры Академгородка и Академбюро Анастасия Близнюк. Ее отец - Герман Безносов - стоял у истоков клуба «Под интегралом». Анастасия подарила труппе открытку с автографом Галича. Она же показала Яне Кузиной памятную табличку на здании того самого клуба «Под интегралом», попутно проведя небольшой экскурс в историю Академгородка. Яна была растрогана - «спасибо театру за все, что со мной произошло за эти два дня, для меня это очень важно. Я чувствую себя очень счастливой». Мы тоже, Яна! Мы тоже.
После на сцену вышла основательница Интегрального музея-квартиры Академгородка и Академбюро Анастасия Близнюк. Ее отец - Герман Безносов - стоял у истоков клуба «Под интегралом». Анастасия подарила труппе открытку с автографом Галича. Она же показала Яне Кузиной памятную табличку на здании того самого клуба «Под интегралом», попутно проведя небольшой экскурс в историю Академгородка. Яна была растрогана - «спасибо театру за все, что со мной произошло за эти два дня, для меня это очень важно. Я чувствую себя очень счастливой». Мы тоже, Яна! Мы тоже.
театральный критик Наталья Витвицкая