Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-ДНЕВНИК. День 7

«ЗОЩЕНКО ЗОЩЕНКО ЗОЩЕНКО ЗОЩЕНКО» — самое кричащее название в афише фестиваля. Режиссер Андрей Прикотенко, видимо, уже готовился к ХАОСу, когда подписывал аннотацию к своей петербургской премьере. Она заканчивается такой строчкой: «Хаосу противостоит целая Вселенная. Вселенная Зощенко». Спектакль, состоящий из этюдов на рассказы советского сатирика (и не только его, были еще стихи Гумилева и Пригова и текст Бродского) вперемешку с приметами XXI века настаивает на том, что Зощенко актуален прямо сейчас.

И действительно, отношения между людьми сохраняются во все времена, и даже языковые перемены не мешают восприятию спектакля. Важнейшим элементом становится музыкальный ряд — живая музыка связывает разрозненные сюжеты в единую композицию.

Мы попросили прокомментировать спектакль человека, который точно разбирается в словах, и вот, что думает поэт Юрий Татаренко об этой работе:

— Ребята, будучи драматическими артистами, владеют несколькими музыкальными инструментами, и это прекрасно. Что же касается актуальности Зощенко, то ответ на вопрос я получил — это не ностальгия по советском устрою, а попытка консолидации. Все персонажи здесь одной крови, общего гражданского самосознания. И этого сейчас не хватает. Попадание в сегодняшний день очень точное. Плюс, еще здесь не пропал юмор, и он был без пошлости, было что посмаковать. Также актерский ансамбль был на очень высоком уровне. Актеры чувствуют друг друга, и этого просто на репетициях не достичь — тут уже целое братство. Не случайно, сегодня были такие бешеные овации, я даже пошутил, что «вы столько не смеялись, сколько сейчас хлопаете».

«Мне 30 лет», спектакль Василия Зоркого из московского Гоголь-Центра, наследует форме выступлений Евгения Гришковца. Только жизненный опыт зажиточного арт-директора из Москвы менее богатый, а потому монологи перемежаются собственными песнями и несколькими диалогами с актрисой Ариной Маракулиной. Актриса, кстати, играет воображаемую Маракулину — то есть себя, но влюбленную во все, что делает Зоркий. Пронзительные патетичные монологи партнера, она оттеняет ироничными вставками, за счет чего пафос сбивается, не успев стать неприличным. Интересно, что на обсуждении Зоркий продолжил спектакль, отвечая на вопросы монологами по несколько минут. Правда теперь он не стеснялся включать режим активного мотиватора. Одна из зрительниц благодаря Василию решилась прочитать свои стихи на публике, а кто-то признался в собственных страхах.

Хаотичный сеанс групповой психотерапии прокомментировала театральный критик Мария Кожина:

— Если детально разбирать спектакль «Мне 30 лет», то получится, что он очень просто, даже схематично, устроен. История от первого лица, взаимодействие с партнершей, песня, все заново. Веселые истории, печальные истории, патетический финал. Но в таком случае спектакль потеряет то обаяние, которое в нем, есть, и то, что заставляет чувствовать и размышлять вместе с героем Василия Зоркого, исчезнет. Я, честно говоря, этому обаянию поддалась, хотя прекрасно понимаю, что спектакль сентиментален, рассчитан на узнавание себя в ситуациях, и работает как хорошая манипуляция, потому что автор точно знает, где зритель будет смеяться, а где на глаза навернутся слезы. Но если зритель радуется титрам про посмотренный 26 раз «Кислород», покачивается в такт музыке, включает фонарик на телефоне во время песни, отвечает на вопросы артиста и получает удовольствие от стильной картинки, то есть, принимает правила игры, то почему бы и нет, можно же хоть иногда позволить себе быть сентиментальным.