Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-ДНЕВНИК. День последний

О фестивальных событиях 29 октября: встрече с театральным критиком из Финляндии Kirsikka Moring и спектакле, которым закрылся ХАОС, — «Марат/Сад» финской группы артистов сразу из трех театров: KLOCKRIKETEATERN, SIRIUS TEATERN, TEATER MESTOLA.

На встрече мы узнали, что для финского театра важны темы гуманизма, а молодые режиссеры всерьез считают, что театр может изменить мир, и потому часто выбирают для постановок сегодняшние сюжеты: от националистических настроений в странах Евросоюза до таяния ледников Антарктиды. Ну и, конечно, мы получили порцию комплиментов в адрес российского театра, поскольку такие режиссеры, как Георгий Товстоногов, Лев Додин, Кама Гинкас всерьез изменили представление о театре в этой стране.

Но спектакль, показанный после встречи, скорее возвращает нас к опытам Бертольта Брехта. Знаменитая пьеса Петера Вайса даже спустя полвека после написания не потеряла актуальности: смерть и революция все также страшны, причем это справедливо как для России, так и для небольших европейских стран. Артисты лавировали между фарсом и трагедией, между проживанием ролей сумасшедших, и резким выходом из образов по Брехту. Зрители, сидящие очень близко к актерам, несколько раз становились участниками вакханалии, не мешал даже языковой барьер. Интересно, что действие не прекращалось ни на одном участке сцены: пока пара актеров играла центральный диалог, остальные продолжали существовать в образах сумасшедших, и в какой-то момент ты, и правда, начинал чувствовать себя частью этого дурдома. На сцене творился настоящий ХАОС, который утих только к обсуждению, и то не для всех.

Некоторые зрители очень эмоционально отреагировали на эту постановку:

— У меня сейчас в груди трясется все, эмоции зашкаливают. Это один из тех спектаклей, которые можно смотреть бесконечное количество раз. Здесь множество деталей, за каждым персонажем хочется отдельно наблюдать. В каждом из них я увидела себя, потому что в тех или иных ситуациях мы ведем себя так же как эти сумасшедшие.

— На сколько я знаю, скандинавские страны — самые развитые в мире, и ваше довольство, общий уровень жизни становятся органичной частью характеров, которые вы создаете на сцене. Вам удается мягкостью и нежностью передать на сцене очень острые проблемы.

— Я думаю, что этот текст будет всегда актуален, а потому можно не использовать какие-то радикальные выразительные средства для его демонстрации. То, как вы играли сегодня, было очень гармонично, и позволило тексту быть услышанным.