Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

Gravity-дневник. День 8

Gravity-дневник. День 8

25 октября

Вечное сияние чистого разума: в восьмой день ГРАВИТАЦИИ говорили о театре, который невозможно стереть из памяти.

На камерной сцене “Красного факела” прошло два показа спектакля “Ребёнок” Воронежского Камерного театра в постановке Антона Фёдорова. Этот год добавил “Ребёнку” титулованности: “Лучший спектакль малой формы в драме” на “Золотой Маске”, Нобелевская премия по литературе у автора пьесы норвежца Юна Фоссе.

Пьесы Фоссе при том не так часто (и не так успешно) ставят на российской сцене. То ли музыка этих текстов без знаков препинания, где каждая фраза слово словно вода о фьорд – шух, разбивается о быт русского психологического. То ли тихое переживание “я”, не трансформирующееся во внятное громкое “мы”, пока не так уж интересно для высказывания. В любом случае эти “холодные” тексты требуют жанрового ключа, который не так уж и легко подобрать. В спектакле Фёдорова сохраняется важная для “нового Ибсена” меланхолия одиночества, при этом каждая ситуация пьесы становится поводом для смешного этюда в духе театра абсурда. Бытовые узнаваемые междометия иронично аранжируют Фоссе.

Пространство спектакля постоянно меняется: постановочный павильон превращается в церковь, сценические блоки разъезжаются. Важным “трансформатором”становится видео – площадка снимается сверху, и на экран для зрителя трансляция идёт с дополнениями типа плана квартиры, плана больницы, накатывающими волнами или космической бесконечностью (видео – Алексей Бычков). Этот вид сверху сложно не прочитать как отсылку к культовому фильму начала нулевых “Вечное сияние чистого разума” Мишеля Гондри”, тем более в спектакле есть почти прямые цитаты, а сами герои фильма – такие же два одиночества, случайно встретившиеся, как герои “Ребёнка” Агнес и Фредрик. Им страшно быть вместе и страшно вместе не быть. В случае с Гондри они проходят испытание расставанием, с Фоссе – ребёнком. Ребёнок не рождается, герои взрослеют. Но режиссёр спектакля не оставляет зрителя с ними наедине, отстраняя от нас почти мюзикльным эпилогом: артисты танцевальной труппы Камерного, которые в спектакле были то горожанами, то ремонтниками, то врачами, в финале становятся мамами и папами, бесконечно “рожая” пупсов. Всё будет хорошо. Наверное.

О театре не личного, но общественного кризиса прочитала лекцию театральный критик Анастасия Паукер. “Театр на грани нервного срыва” – это дайджест сложных событий в мировой истории и примеров реакций на них в театре. Театр может критиковать и предлагать пути решения проблем как в античности, может поддерживать примерами из других эпох как в хрониках Шекспира, может агитировать как Мейерхольд и экспериментировать французский театр после забастовок во Франции в 1968 году. И как сказала Анастасия, не было периодов, чтобы театр совсем умер. Переводим на терапевтический: театр справился – и мы справимся. Вива ла ГРАВИТАЦИЯ!