Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

ХАОС-Дневник. День 14

ХАОС-дневник

30 октября. ХАОС говорил о микровселенных в эпоху глобального чрезвычайного положения. Лекция Алёны Карась «Современный театр в контексте биополитики», презентация книги Яна Фабра и спектакль Марины Давыдовой «Умаление мира».
14-й фестивальный день начался с разговора о биополитике и ответах современного искусства, театра в частности, на актуальную повестку. Алёна Карась во вводной части лекции, связанной с самим понятием биополитики как политики в отношении жизни, сделала акцент на тезисы двух философов Мишеля Фуко и Джорджо Агамбена о тотальном контроле государства. По Фуко, парадокс заключается в том, что ради поддержания жизни власть может убивать. Агамбен, продолжая его мысль, считает, что власти выгодно создавать ситуацию чрезвычайного положения, открывающего возможности безграничного контроль. В XX веке оправданием ЧП, а вместе с ним и системы концентрационных лагерей, была идея национальности и её защиты, в XXI – система ограничений и изоляций сформирована пандемией. Многие современные философы, в том числе Славой Жижек, имя которого часто звучит в контексте ХАОСа, критикуют попытку Агамбена применить старую теорию к новой ситуации: власть сама находится в позиции жертвы. 

Не говорить об этом театру невозможно, но как говорить? Искусство может быть предчувствием, но чаще это рефлексия. Чтобы отрефлексировать момент сейчас, нужно переосмысление прошлого. У российского театра случился непродолжительный, спрессованный, период рефлексии травм XX века, который пандемия, по сути, оборвала. С другой стороны, ещё до неё в профессиональном кругу возникала мысль об усталости от концентрированного переживания репрессивного вчера. 

Марина Давыдова в проекте театральной площадки MOÑ «Умаление мира» находит формат, в котором ретроспектива становится перспективой. Зритель как бы оказывается в точке обобщения коллективного опыта и поиска своего собственного слова. Режиссёр использует потенциал букв, слов для трансляции состояния мира, государства, города, каждого конкретного человека.  Спектакль состоит из трёх частей. Первая «Аз и буки» рассказывает о реформах русского алфавита от создания кириллицы до прихода большевиков. Исторические факты зритель узнаёт из титров, где буквы и слова то заменяются глаголицей, то исчезают, отбирая смысл. Три перформера в это время презентуют словари времени тремя разными языками – музыки (вокалист Иван Балашов), тела (танцовщица Асель Багаутдинова), каллиграфии (художница Ксения Шачнева). Аз, буки сменяют Армия, бурлак, а потом Артель, большевик…Во второй части «От А до Я» уже составляется словарь зала – зрители пишут важное для них слово на букву, которая им выпала. Несколько слов ведущий (Искандер Нуризянов) потом предлагает изобразить перформерам, а залу угадать. В новосибирском словаре, например, были Левиафан и ёлка. Эта интерактивность расслабляет зал, и третья часть «Альфа и омега» звучит интимнее и даже тревожнее. Три зрителя-добровольца выбирают из 6 словарей (Словарь-кириллица, Словарь дореволюционной России, Словарь советского человека, Словарь современного человека, Словарь современного россиянина, Словарь зрителей) свой и далее по заданию ведущего оставляют в нём самые важные слова, пока не остаётся одно. Новосибирцы выбрали ДОБРО-ЧЕЛОВЕК-МАМА. Мир умаляется до самого главного, до человеческого шёпота. Марина Давыдова поделилась на обсуждении, что в её идеальном спектакле, когда он только задумывался для лаборатории в Свияжске, должны были оставаться три слова ЛЮБОВЬ. Кстати, тот лабораторный вариант, где участвовали композитор Александр Маноцков и хореограф Анна Хлёсткина, назывался «Убывание мира», но в Казани к нему вернулось «умаление», которое изначально задумывалось автором проекта. И оно, конечно, точнее – ничего не исчезает, просто стремится к индивидуальной вселенной. 

Разговор о трансформации, об актёре как космосе зашёл и на презентации книги режиссёра, перформера Яна Фабра «От акта к актёрству», которую представляла редактор русскоязычного издания Жанна Зарецкая. По мнению Фабра, человек, владеющий своим телом, – свободный человек. Однако нельзя было не сказать на этой презентации и о том конфликте, в котором сейчас находится система Фабра с новой этикой.