Горизонтали и вертикали театра: смотрели спектакли молодёжных театров из Архангельска и Томска и обсуждали новые назначения в российском театре. Программа дня сформировала поле для размышления о подключении зрителя к спектаклю, обязательно ли горизонтальный процесс создания даёт горизонтальность на выходе и наоборот.
В спектакле «Папа встретит меня в L.A.» Архангельского молодёжного театра зритель оказывается внутри сна 11-летнего Оскара. Это пространство – одновременно и ожившая инсталляция – актёры «вмонтированы» в стены и сохраняют свою полуподвижность до самого финала, и кинопавильон, где Хичкок с ассистентами снимают хоррор (художник – Анастасия Юдина). Зрителям предлагают поставить себя на место главного героя буквально: на площадке ещё несколько кроватей Оскара, лёжа в которых, можно смотреть спектакль. Это, пожалуй, единственное проявление горизонтальности в спектакле. Отказываясь от привычного драматического разбора, Максим Соколов создаёт на основе фантастического романа Розмари Уэллс «На синей комете» (инсценировка Ольги Варшавер, Татьяны Тульчинской) жёсткую постдраматическую конструкцию. Сценическая реальность создаётся несколькими параллельными рядами. Мы погружаемся в историю с помощью актёров, видео (съёмка в режиме реального времени + саспенсные цитаты из фильмов), звука (музыка Димы Аникина + особое, небытовое, интонирование текста), сумрачного света (художник по свету – Стас Свистунович). Подключение происходит на уровне монтажа всех составляющих: мы ловим вязкую атмосферу сна, травматичность стремления героя к отцу и взросления в этих поисках, но финал каждый трактует по-разному, порою полярно. Угол зрения формируется арт-опытом, возрастом, эмоциональностью и даже точкой на площадке, с которой смотришь спектакль.
Томский ТЮЗ в «Дальше» тоже, по сути, работает с темой взросления, но это взросление людей официально взрослых. Взросление как разговор о страхах и рефлексия по поводу завтра – что будет дальше? Томский спектакль сочинён постановочной командой (Дмитрий Гомзяков, Евгений Лемешонок, Игорь Фомин) и актёрами/перформерами в горизонтальном процессе репетиций. 6 монологов-перформансов соединены бегущей строкой с мыслями режиссёра Дмитрия Гомзякова. Эти истории не статичны, и, как говорит Гомзяков в одном из интервью, если перформер, например, перестанет бояться танцевать, его монолог изменится. Однако пока это преодоление на репите. Финал спектакля предполагает подключение зрителя в формате обсуждения увиденного: откровенность за откровенность. Жанр спектакля театром обозначен как «опыт». Но опытом соучастия это пока назвать всё же сложно, скорее, опытом узнавания.
Горизонтальность – это не только про спектакли 11-го дня фестиваля, но и про чат ХАОСа, где в перерывах между показами обсуждали два «вертикальных» назначения. Итак, Владимир Кехман уходит в МХАТ им. Горького, а Константин Хабенский станет новым худруком МХТ им. Чехова. Какие ещё возможны кадровые перестановки, лучше читать в чате https://web.telegram.org/z/#-1749190056 – там пишется альтернативная история театра.