Фестиваль актуального театра «ГРАВИТАЦИЯ»

Манифест современного зрителя

В течение всего марафона «Хаоса» на фестивале работал уникальный зрительский клуб под руководством известного театрального критика Жанны Зарецкой.

Попасть в этот клуб мог любой зритель, заполнив анкету и отправив на адрес форума накануне его старта. Клуб провел первую встречу 19 октября, в день открытия «Хаоса», собрав всех участников на лекции Жанны Зарецкой «Роль зрителя в современном театре». В последующие дни вместе с чутким куратором клуба новосибирцы обсуждали опыт позитивного и негативного восприятия театра в своей жизни, смотрели и анализировали спектакли, писали доклады и выступали с ними на специальной конференции. Среди тем, которые волнуют участников новосибирского зрительского комьюнити: «Театр как язык», «Откуда в России появились театральные табу и как их разрушать», «Что такое актуальный театр», «Театр как психотерапия», «Ответственность современного театра перед зрителем и зрителя перед театром», «Как понять современный театр», «Воздействие на подсознание театрального зрителя», «Роль современного театра в жизни человека». Главным итогом первой сессии работы Хаос-клуба стал МАНИФЕСТ СОВРЕМЕННОГО ЗРИТЕЛЯ, утвержденный на итоговом заседании в театре «Старый дом» (Новосибирск) 27 октября 2019 года. Предлагаем вашему вниманию этот документ.

Быть современным зрителем значит:

1
Быть открытым для восприятия всего нового и непонятного, доверять режиссеру и актерам, принимать их правила игры, а не навязывать им свои.
2
Не пытаться определить смысл спектакля сразу, а слушать себя и стремиться вступить со спектаклем в диалог.
3
Быть готовым к тому, что будет трудно: современный театр, по большей части - не отдых, а работа - осмысление ключевых сюжетов и проблем сегодняшнего мира.
4
Знать, что у хорошего режиссера все приемы и формы - включая «обнаженную натуру», - не для эпатажа и раздражения публики, они всегда оправданы художественно.
5
Как можно больше узнавать о современном театре, используя все возможные ресурсы.
6
Не отчаиваться и не обрушиваться на создателей спектакля, если коммуникации с театром с первого раза не случилось; современный театр разный, каждый непременно найдет в нем свою модель и свой путь.
7
Не ждать от театра ответов, а в процессе спектакля задаваться вопросами и искать на них ответы самому: в противном случае, зритель лишает сам себя свободы выбора, свободы сознания, возможности получения нового опыта.
8
Не занимать потребительскую позицию, а становиться соавтором и соучастником спектакля.